Психологическая теория деятельности
Материалы / Деятельность как философская категория / Психологическая теория деятельности

В настоящее время существует мнение о том, что в психологии обращение к проблеме деятельности было вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что все интересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут быть интерпретированы иначе, что современные науки о человеке должны искать другую методологию. В цели нашей работы не входит подробный анализ психологической теории деятельности, однако на некоторых моментах данной проблемы остановиться всё же следует в связи с тем, что в настоящее время науки о человеке всё более интегрируются и говорить о деятельности, не затронув психологический аспект просто невозможно.

Основоположник психологической теории деятельности С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев, развивший эту теорию, считали, что деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. А.Н.Леонтьев писал: "Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание".

Новый же этап разработки психологической теории деятельности был намечен в последних работах В.В.Давыдова, посвящённых коллективной деятельности. Он показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия; взаимодействие её участников может быть понято и как коммуникация. Л.Выготский писал о том, что процессы, совершающиеся между индивидами, участвующими в процессе речевого общения, становятся процессами "внутри" индивидуума, преобразуясь соответственным образом. Вслед за ним Давыдов рассматривает интериоризацию как способ индивидуального присвоения форм коллективной деятельности. Действия, включённые во взаимодействия с действиями другого человека, предполагают субъектно-субъектные отношения.

Здесь отчётливо видна связь с философским пониманием деятельности, с включённостью деятельности в бытие. Так понятая деятельность предполагает не конфронтацию человека и природы, а идеал со-эволюции природы и человечества.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...