Понимание К.Марксом категорий деятельности в контексте развития философской мысли немецкой классической философии
Материалы / Деятельность как философская категория / Понимание К.Марксом категорий деятельности в контексте развития философской мысли немецкой классической философии

Карл Маркс предложил один из вариантов деятельностного подхода в философии, который в нашей стране определённое время считался единственно верным. Понимание Марксом категорий деятельности и практики можно уяснить только в контексте развития философской мысли немецкой философии начала 20 столетия, наследником которой он является. Маркс в своём учении идёт дальше предшественников: он подчёркивает, что в созданном им предметном мире человек не просто ставит перед собой своеобразное зеркало, в котором он отражается, а впервые себя созидает. Маркс пишет о том, что практика должна быть понята как "…совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или самоизменения…" Деятельность, практика предполагает также вступление индивида в общение с другими, предусматривает совместную деятельность, использование предметов, созданными другими индивидами.

Процесс объективной детерминации деятельности включает в себя детерминацию природными законами, законами материального производства и другими формами практической деятельности, развивающимися на его основе; системой общественных отношений и характером связей между людьми в процессе деятельности; способом соединения их с условиями деятельности, субъективными процессами отражения, познания.

Именно в марксизме получило развитие то положение, что общественные законы, осуществляясь в деятельности людей, выражают связи и отношения, складывающиеся в различных сферах человеческой деятельности, прежде всего, в материальном производстве. Необходимо отметить и тот факт, что К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно подчёркивали методологическое значение деятельностного подхода в изучении социальных явлений. "Подлинная наука в противоположность умозрительным спекуляциям начинается там, где осуществляется изображение практической деятельности, практического процесса развития людей". Деятельность человека в трудовом процессе характеризуется как субъективный элемент процесса труда. В связи с этим деятельность рассматривалась как характеристика способа существования и развития субъекта, выражение его активности в трудовом процессе.

Несомненным является тот факт, что впервые метод научного анализа порождения и функционирования человеческого сознания - общественного и индивидуального - был открыт Марксом. В результате предмет исследования сознания переместился от субъективного индивида на социальные системы деятельности

Важной общей чертой деятельностных концепций, созданных Фихте, Гегелем, Марксом является идея опосредствования. Сознание и Я возникают и существуют лишь в результате деятельности по созданию внешнего объекта. Для Фихте и Гегеля речь идёт, прежде всего, об актах духовной деятельности, для Маркса – это деятельность по созданию предметов культуры, в основе которых лежит труд. У Маркса унаследованное от немецкой философии понимание деятельности соединилось с технократической иллюзией: идеей о возможности контроля за природными и социальными процессами.

В последующих философских работах марксистского направления отмечались следующие характерные признаки деятельности: целенаправленность, революционно-преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, разделение и кооперация функций, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...