Другие альтернативы диалектики
Диалектика и её альтернативы / Другие альтернативы диалектики
Страница 2

В софистике

односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”.

Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.

Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Учение, сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин «софистика» проиходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов и т. д.

Наиболее распространенный софистический прием – подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.

«Отрицательная» диалектика.

Диалектика вообще, по мнению философов Т.Адорно и Ж.-П.Сартра, может воображаться и быть понятной только как "отрицательная" диалектика. Она воплощается в разнообразных формах возражения, отбрасывании, критике, уничтожении. Диалектика же, которая воплощается в утверждении существующего, есть догматической, консервативной, апологетической и потому не может быть приемлемой. Итак, "отрицательной" диалектике присущий прежде всего односторонность, признание лишь одного стороны диалектики - как современной теории развития и метода познания. "Отрицательная" диалектика присущая субъекту, имеет отношение только к сознанию; не имеет объективного значения.

Категоричный анализ негативности, как это выразительно показано у Сартра сводится к эмоционально-волюнтаристскому трактованию возражения через такие понятия, как "неприязнь", "отсутствие", "жалость", "обеспокоенность", "растерянность", "ужас", "тревога", "невнимательность" и т.д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...