Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса в исследовании исторических процессов
Материалы / Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования / Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса в исследовании исторических процессов
Страница 1

Важная особенность марксистской диалектики состоит в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Ранее в домарксистской философии по ряду причин получалось так, что материализм был основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики и даже противопоставляли их другу другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв, создав диалектический материализм.

Маркс писал, что Гегель впервые изобразил основные диалектические формы развития и что надо освободить гегелевский анализ этих форм от «мистической оболочки», од которой скрывается «рациональное зерно» его диалектики.

Гегель диалектику человеческого мышления выводит из саморазвития абсолютной идеи. Субъективная диалектика у него не является отражением объективного мира, а наоборот последний представляет собой инобытие идеи. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышление, но и природа и общество диалектичны, материи присуще внутреннее саморазвитие. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а та называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей». Диалектика понимается Марксом и Энгельсом как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Материалистический характер марксистской философии означает, что она требует рассматривать мир таким, каков он есть. Диалектический характер ее означает требование учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость. Это означает, что нельзя объяснить природу, исходя из каких-то заранее взятых принципов, наоборот, нужно выводить принципы из изучения природы. Это ставит философию на твердую научную почву, освобождает ее от всяких вымыслов, принимаемых на веру догм, от различных схоластических умозрительных конструкций. Опираясь всецело на научное исследование объективной действительности, диалектический материализм выступает, по словам Ленина, как материализм современный, неизмеримо более богатый содержанием и несравненно более последовательный, чем все предшествовавшие формы материализма.

Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпритацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. Основными законами диалетики являются закон перехода количества в качество, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Так, анализируя превращение ремесленного мастера в капиталиста, Маркс показывает, как постепенное накопление денег и товаров в руках отдельных владельцев в конечном счете приводит к возникновению качественно нового производственного отношения. «Здесь, как и в естествознании, подтверждается правильность того закона, открытого Гегелем в его «Логике», что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия».

Если у Гегеля познание – это метафизическая категория, с помощью которой Абсолютная идея познает себя посрдством человека, то в философии марксизма человек – самодостаточный субъект познавания, выше него только исторический уровень общественного производства, изменяющийся во времени, и обуславливающий мышление человека.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...