Диалектика в исследовании исторических процессов по Гегелю
Материалы / Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования / Диалектика в исследовании исторических процессов по Гегелю
Страница 2

Логика- наука о сущности духа, мышления и вещей. Она зиждется на категориях, в основе которых лежат принципы, на которых строится система исследования истории. А.Движение о абстрактного к конкретному.Б Триадичность системы, где целое расчленяется на три части, что , видимо является условием диалектичности. В.Установление диалектической связи, синтеза противоположных сторон, формирование нового целого.

Триада включает тезис – антитезис – синтез. Или, иначе говоря, положение – отрицание – отрицание отрицания.

Характерно, что триадичность проходит через всю философию Гегеля: три ее части – логика, философия природы и философия духа.

Логика состоит из трех частей и т.д. Иногда идея триадичности носит весьма искусственный характер.

Все предметы находятся в состоянии непрерывного изменения – становления. Становление – это первая категория, наполненная конкретным содержанием, она в ствою очередь состоит из чистого бытия, равного своей противоположности – ничто. Становление – важная часть диалектического процесса, с ним связан термин снятие. Здесь речь идет о переходе из одного состояния в другое.

У Гегеля отрицание – это не просто уничтожение чего-то, а его развитие. В качестве иллюстрации Гегель приводит пример с зерном. Уничтожить зерно можно различными способами: сжечь, сгноить, размолоть; диалектическое отрицание зерна отрицается одним путем, когда созданы условия его прорастания и превращения в стебель. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин «снятие», который означает одновременно и упразднение и сохранение. В становлении бытие и ничто находятся в снятом виде.

Логическое развитие идеи предшествовало природе, причем не во времени. Категория времени повляется только в природе. Само же развитие во времени будет совершаться позже, на ступени «духа», т.е. в жизни человека и общества.

Завершает философскую систему Гегеля философия духа. Дух есть «идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия». «Переход природы к духу не есть переход чему-то безусловно другому, но только возвращение к самому себе того самого духа, который в природе является сущим вне себя».

Достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Самопознание идеи происходит в человеческом познании. Дух – та же идея, но в ее выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и заканчивая абсолютным знанием, т.е. адекватным выражением абсолютной идеи в логических категориях. Дух отличается от идеи тем, что абсолютная идея вневременна, а дух существует во времени. Противоречивость, самоотрицательность, зло и страдания – формы внутренней диалектики и смны форм духа.

Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

Философия духа включает в себя учение о субъективном духе, объективном духе и абсолютном духе. Для изучения диалектики, как метода исторического исследования интерес представляет учение о объективном духе, которое рассматривает право и нравственность. Развитие духа получает здесь свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода.

Учение об объективном духе – учение об истории. Гегель отвергает сведение гражданской истории к разрозненным событиям и деяниям отдельных лиц, романтическому культу героев и гальванизации в современности отживших свой век идеалов. «Всемирно – исторический процесс совершается разумно». Вера Гегеля в разум – это вера в неодолимый прогресс. Потому философия Гегеля оптимистична, она идеализирует человеческий прогресс. Зачатки этого оптимизма в марксистской философии превратились в цель и обоснование классовой борьбы. Без классовой борьбы по Марксу, прогресса быть не может.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...