Диалектика в исследовании исторических процессов по Гегелю
Материалы / Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования / Диалектика в исследовании исторических процессов по Гегелю
Страница 2

Логика- наука о сущности духа, мышления и вещей. Она зиждется на категориях, в основе которых лежат принципы, на которых строится система исследования истории. А.Движение о абстрактного к конкретному.Б Триадичность системы, где целое расчленяется на три части, что , видимо является условием диалектичности. В.Установление диалектической связи, синтеза противоположных сторон, формирование нового целого.

Триада включает тезис – антитезис – синтез. Или, иначе говоря, положение – отрицание – отрицание отрицания.

Характерно, что триадичность проходит через всю философию Гегеля: три ее части – логика, философия природы и философия духа.

Логика состоит из трех частей и т.д. Иногда идея триадичности носит весьма искусственный характер.

Все предметы находятся в состоянии непрерывного изменения – становления. Становление – это первая категория, наполненная конкретным содержанием, она в ствою очередь состоит из чистого бытия, равного своей противоположности – ничто. Становление – важная часть диалектического процесса, с ним связан термин снятие. Здесь речь идет о переходе из одного состояния в другое.

У Гегеля отрицание – это не просто уничтожение чего-то, а его развитие. В качестве иллюстрации Гегель приводит пример с зерном. Уничтожить зерно можно различными способами: сжечь, сгноить, размолоть; диалектическое отрицание зерна отрицается одним путем, когда созданы условия его прорастания и превращения в стебель. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин «снятие», который означает одновременно и упразднение и сохранение. В становлении бытие и ничто находятся в снятом виде.

Логическое развитие идеи предшествовало природе, причем не во времени. Категория времени повляется только в природе. Само же развитие во времени будет совершаться позже, на ступени «духа», т.е. в жизни человека и общества.

Завершает философскую систему Гегеля философия духа. Дух есть «идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия». «Переход природы к духу не есть переход чему-то безусловно другому, но только возвращение к самому себе того самого духа, который в природе является сущим вне себя».

Достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Самопознание идеи происходит в человеческом познании. Дух – та же идея, но в ее выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и заканчивая абсолютным знанием, т.е. адекватным выражением абсолютной идеи в логических категориях. Дух отличается от идеи тем, что абсолютная идея вневременна, а дух существует во времени. Противоречивость, самоотрицательность, зло и страдания – формы внутренней диалектики и смны форм духа.

Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

Философия духа включает в себя учение о субъективном духе, объективном духе и абсолютном духе. Для изучения диалектики, как метода исторического исследования интерес представляет учение о объективном духе, которое рассматривает право и нравственность. Развитие духа получает здесь свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода.

Учение об объективном духе – учение об истории. Гегель отвергает сведение гражданской истории к разрозненным событиям и деяниям отдельных лиц, романтическому культу героев и гальванизации в современности отживших свой век идеалов. «Всемирно – исторический процесс совершается разумно». Вера Гегеля в разум – это вера в неодолимый прогресс. Потому философия Гегеля оптимистична, она идеализирует человеческий прогресс. Зачатки этого оптимизма в марксистской философии превратились в цель и обоснование классовой борьбы. Без классовой борьбы по Марксу, прогресса быть не может.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...