«Философские тетради»Материалы / Диалектический материализм в трудах В.И. Ленина / «Философские тетради»Страница 1
"Философские тетради", произведение В.И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.
"Философские тетради" – это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914–16, а также отдельных набросков, наиболее развернутым и важным из которых является фрагмент "К вопросу о диалектике". Впервые опубликованы в 1929–30. "Философские тетради" в целом представляют собой подготовительный материал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики.
Идеи "Философские тетради" составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, например "Крах Интернационала", "Русские зюдекумы", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Еще раз о профсоюзах .", "О значении воинствующего материализма" и др.Работа Ленина над "Философские тетради" была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономического учения Маркса с кантианством.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчеркивает, что без ее критического освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать " . в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении "логической идеи", мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой "суммой примеров" (см. там же, с. 316).
Большое методологическое значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельных отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-философское развитие, освобожденное от случайностей исторической формы, должно составить существенное содержание научной философии.
Ленин подчеркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, с. 194).
Смотрите также
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...