Тектология
Страница 2

А.А. Богданов различает системы уравновешенные и неуравновешенные, пишет о возможностях их перехода из одного состояния в другое. Он рассматривает равновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенно утрачивает это качество и переживает это состояние как «кризис», а преодолевая его, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития. Принцип равновесия находит своё выражение в чисто организационном требовании равновесия прав и обязанностей каждого человека, каждого органа управления и вообще любого звена какой-либо организации.

Одной из ключевых концепций тектологии Богданова является «закон наименьших» - идея о том, что стабильность системы определяется стабильностью её самого слабого звена. То есть устойчивость равновесия всех организационных форм лимитируется крепостью самого слабого звена, что имеет особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных сфер и отраслей народного хозяйства. При этом Богданов говорит о необходимость учета слабых звеньев, их подтягивания до ушедших в своём развитии вперёд и достижения нужного соответствия между различными частями и показателями плана.

Укрепление слабейших точек соответствует и другому тектологическому правилу — пропорциональности между элементами единой системы. Развитием такого подхода фактически являлись практические меры, которые были направлены на опережающее развитие некоторых отраслей и производств, представляющих собою узкие места, сдерживающие социально-экономический прогресс страны в целом.

В центре внимания научной работы была задача разработки модели единого хозяйственного плана. Можно сказать, Богданов был первым, кто сформулировал основные принципы его построения. Он писал, что планомерное хозяйство является таковым, если в нем «все части стройно согласованы на основе единого, методически выработанного хозяйственного плана». Рассуждая о построении народнохозяйственного плана, Богданов сформулировал основные его принципы: целостности экономики и единство плана, прямых и обратных связей в управлении и планировании, а также основные тектологические идеи — «закон наименьших», равновесия плана (как любого другого комплекса), пропорциональности, сбалансированности. При этом исходным пунктом планирования является удовлетворение человеческих потребностей, что определяет именно динамичность равновесия плана. Исходя из цели удовлетворения человеческих потребностей, Богданов выводит объём, виды потребностей и рассчитывает необходимое количество предметов потребления при данной численности трудоспособного и нетрудоспособного населения, выводя отсюда потребность в средствах производства.

Построение же эффективного хозяйственного плана, по Богданову, невозможно без системной целостности общества и его отдельных подсистем. Он говорит, что общество есть сумма человеческих активностей в природной среде, и каждая отрасль народного хозяйства, предприятие, работник как части организационной системы выполняют в ней свою определённую функцию.

Даже сейчас мы можем сказать, что по своей стройности, глубине и широте построения тектология осталась непревзойденной. Не случайно потому, что она начинает все чаще упоминаться в междисциплинарных работах, посвященных системной методологии.

Возрождение интереса к тектологии объясняется интересами как науки, так и практики. Все более возрастают стремление к интеграции чрезмерно дифференцированной современной науки, поиски объединяющих принципов и моделей. Не менее важной, а в некоторых отношениях даже более важной причиной возрастающего интереса к тектологии является непомерное и все более прогрессирующее усложнение организационных процессов в технике, экономике и в общественных отношениях. Все сложнее становится мировая экономическая система.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...