Биография
Страница 1

Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский) родился 10 (22) августа 1873 в городе Соколка Гродненской губернии (ныне Польша). Александр был вторым из шестерых выживших детей в семье народного учителя, дослужившегося до инспектора городских училищ. Он с детства отличался математическим складом ума, превосходной памятью, редким трудолюбием, любовью к книге и естественным наукам. Гимназию он окончил в Туле, как сказано в его автобиографии, «в условиях казарменно-тюремных», где «злостно-тупое начальство» научило его «бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты». Впрочем, это не помешало ему получить по окончании золотую медаль.

Окончив тульскую классическую гимназию, в 1892 поступил на естественное отделение Московского университета, откуда вскоре был исключён в связи с арестом и высылкой в Тулу за членство в народовольческом Союзном совете землячеств. В Туле Богданов берётся за объяснение рабочим тульских заводов политэкономии Маркса через легальные пособия либерального направления, но быстро чувствует их неудовлетворённость и пишет специальные лекции, из которых сложился «Краткий курс экономической науки» (1897), которая стала самым популярным учебником политической экономии в России.

В 1895—1899 учился на медицинском факультете университета в Харькове и успевал вести революционную работу, став убеждённым социал-демократом. В 1899 получил диплом врача и написал свою первую философскую книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу». В этом же году был арестован и после полугода тюрьмы выслан в Вологду. Колония ссыльных, находившихся там под гласным надзором, представляла собой весьма разношерстную и прелюбпытнейшую «компанию». В круг вологодских знакомств Богданова входили Николай Бердяев, Владимир Базаров, Анатолий Луначарский, Алексей Ремизов.

Осенью 1903-го, после раскола РСДРП, примкнул к большевикам. На III съезде РСДРП делал доклад от имени большевиков и вошёл в ЦК партии. В 1900-х годах в российской печати шла оживленная философская дискуссия. Слово «идеализм» буквально не сходило со страниц изданий. В полемике принимали участие крупнейшие русские философы. В этот период Богданов сформировал собственную философскую систему, которая изложена в труде «Эмпириомонизм: Статьи по философии. 1904 — 1906» (в трех книгах). Противопоставление материи и духа автор называет «домонистической ступенью познания». Единая (монистическая) картина мира, по Богданову, связана с понятиями «опыт», «энергия». Главная тема в «Эмпириомонизме» - задача совершенствования человечества.

Богданов тесно общался с В.И. Лениным, хотя и расходился с ним по ряду философских вопросов (его идеалистические воззрения эмпириомонизма подвергал резкой критике вождь пролетариата). В годы первой русской революции 1905-1907 годов Малиновский вместе с Л.Красиным возглавлял боевую техническую группу большевистской партии. В 1905 был членом Боевой технической группы ЦК, обеспечивавшей восставших оружием. С конца 1907 находился в эмиграции и вместе с Лениным входил в состав большевистского центрального органа «Пролетарий».

Впоследствии Богданов ушёл от большевиков. В 1908 году – отзовист и руководитель группы «Вперед», а в 1909-м вместе с А. Горьким и А.Луначарским участвует в создании на Капри Высшей социал-демократической школы для подготовки рабочих-пропагандистов и разработки проблем пролетарской культуры. В 1909 г. пытался создать собственную левую фракцию «богдановцев». Издавал за границей газету «Вперёд» при участии Луначарского, Алексинского и др. Одновременно с практической революционной деятельностью Богданов уделял большое внимание и научно-философской работе.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...