Жизнь и деятельность Ш.УалихановаМатериалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Жизнь и деятельность Ш.УалихановаСтраница 2
Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы.
Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. Он прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты. По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалиханов примыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостнического строя, против колонизаторской политики царизма.
Ш. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. "Для нормального роста и развития народа, - писал он, - необходимы, прежде всего, свобода и знания". Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов.
Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи.
В работе "Записки о судебной реформе" Ш. Уалиханов, ставя вопрос о сущности и природе реформ, их экономической и социальной сторонах, страстно защищает интересы народных масс, высказывает мысль о том, что реформы должны учитывать "насущные нужды народа", "полезны те реформы, которые способствуют улучшению быта человека".
Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие общественной мысли в Казахстане.
Огромно научное наследие Ш. Ш. Уалиханова - "Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды", "Тенгри", "Письмо профессору И.Н.Березину", "Ханские ярлыки", "Образец причитаний", "Песня об Алае", "Киргизское родословие", "О формах казахской народной поэзии", "Исторические предания о батырах XVIII века", "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Записки о киргизах", "Заметки по истории южно-сибирских племен", "Дневник поездки в Кульджу", "Очерки Джунгарии", "Записки о судебной реформе", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи" и другие. Объемистое пятитомное сочинение Ш. Ш. Уалиханова на русском языке было издано Академией наук Казахстана в 1961, а затем в 1972 году. В них поражает одна особенность – сплав стиля ученого и писателя-художника.
После окончания учебы в Сибирском кадетском корпусе, находясь на службе, принимает участие в крупной военно-научной экспедиции по изучению водного бассейна Иссык-Куля, в сложной дипломатической миссии России с Китаем, в поездке в Кульджу, по пути которой посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая. Научные результаты этих первых путешествий молодого Ш. Уалиханова отражены в талантливо написанных путевых очерках "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Западная провинция Китайской империи", "Кульджа", "Дневник поездки в Кульджу". В них много исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов.
"Дневник поездки на Иссык-Куль" Ш. Ш. Уалиханова начинается с описания пути из Семипалатинска в Аягуз. В "Дневниках ." дано подробное научное описание надгробного памятника Козы-Корпешу и Баян-Сулу.
Уалиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах "Предания Большой киргиз-кайсацкой орды", "Исторические предания о батырах XVIII века", "Древности", "Язык", "Самородная словесность" Уалиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. Он сделал первую научную запись киргизского героического эпоса "Манас", сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Уалиханов считал "Манас" "национальной святыней киргизского народа". "Манас" в оценке Уалиханова — это "энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица – богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их нашли себе выражение в этой огромной эпопее".
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...