Жизнь и деятельность Ш.Уалиханова
Материалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Жизнь и деятельность Ш.Уалиханова
Страница 2

Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы.

Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. Он прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты. По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалиханов примыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостнического строя, против колонизаторской политики царизма.

Ш. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. "Для нормального роста и развития народа, - писал он, - необходимы, прежде всего, свобода и знания". Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов.

Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи.

В работе "Записки о судебной реформе" Ш. Уалиханов, ставя вопрос о сущности и природе реформ, их экономической и социальной сторонах, страстно защищает интересы народных масс, высказывает мысль о том, что реформы должны учитывать "насущные нужды народа", "полезны те реформы, которые способствуют улучшению быта человека".

Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие общественной мысли в Казахстане.

Огромно научное наследие Ш. Ш. Уалиханова - "Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды", "Тенгри", "Письмо профессору И.Н.Березину", "Ханские ярлыки", "Образец причитаний", "Песня об Алае", "Киргизское родословие", "О формах казахской народной поэзии", "Исторические предания о батырах XVIII века", "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Записки о киргизах", "Заметки по истории южно-сибирских племен", "Дневник поездки в Кульджу", "Очерки Джунгарии", "Записки о судебной реформе", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи" и другие. Объемистое пятитомное сочинение Ш. Ш. Уалиханова на русском языке было издано Академией наук Казахстана в 1961, а затем в 1972 году. В них поражает одна особенность – сплав стиля ученого и писателя-художника.

После окончания учебы в Сибирском кадетском корпусе, находясь на службе, принимает участие в крупной военно-научной экспедиции по изучению водного бассейна Иссык-Куля, в сложной дипломатической миссии России с Китаем, в поездке в Кульджу, по пути которой посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая. Научные результаты этих первых путешествий молодого Ш. Уалиханова отражены в талантливо написанных путевых очерках "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Западная провинция Китайской империи", "Кульджа", "Дневник поездки в Кульджу". В них много исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов.

"Дневник поездки на Иссык-Куль" Ш. Ш. Уалиханова начинается с описания пути из Семипалатинска в Аягуз. В "Дневниках ." дано подробное научное описание надгробного памятника Козы-Корпешу и Баян-Сулу.

Уалиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах "Предания Большой киргиз-кайсацкой орды", "Исторические предания о батырах XVIII века", "Древности", "Язык", "Самородная словесность" Уалиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. Он сделал первую научную запись киргизского героического эпоса "Манас", сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Уалиханов считал "Манас" "национальной святыней киргизского народа". "Манас" в оценке Уалиханова — это "энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица – богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их нашли себе выражение в этой огромной эпопее".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...