Основы мировоззренческих позиций в философских учениях
Материалы / Основы мировоззренческих позиций в философских учениях
Страница 16

Категории диалектики. Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.

д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. 2 Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». 3. Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

М. и Э. рассмотрели человека как практически действующие существо. Образ жизни принципиально отличен от животного. Животное приспосабливается а человек преобразует мир. По М. и Э. труд создал человека. Человек создает искусственную среду обитания (геогр. среда), в которой живет полноценно. Преобразуя природу, человек преобразовывает себя. Из дикаря он становился культурным существом. В ходе труд. деятельности прошли изменения - прямохождение. Лапа трансформировалось в руку, что нужно для трудовой деятель-ности. Формировалось и соц. качество. Можно выжить только в коллективе. Развивалась речь, увеличился мозг. Ср. V мозга обезьяны – 350 см3, а челов. – 1300 см3. Развивались лобные доли, ответственные за мысл. деят. Усиливалась дифферен-циация в полушариях. Левое – абстрактно-логические операции. Правое – пространственная ориентация, конкретно-чувственное мышление. Только ребенок может стать соц. существом. По мнению М. человек конечно природно-социальное существо, но сущность у него социальная. Формируется она совокупностью общественных отношений и проявляется в способностях к труду и мышлению. Учение об обществе. Материалисты и идеалисты до Маркса в объяснении общества стояли на идеал-их позициях, т.е. считали, что главным является общественное сознание. М. 1-м создал матер-ое суждение об обществе. По М. главным в жизни общ-ва является матер-ая жизнь или общественное бытие. Поэтому, каково бытие, такого и сознание людей. Меняется бытие, меняется и сознание. Ядром матер. жизни является промышленное производство и с/х. М. обозначал его термином «Способ производства». Он включает производи-тельные силы. Производственные отношения – это те, которые складываются в процессе производства. Сначала они соответствуют уровню производительности сил но тормозят, усиливаются противоречия, дост. конфликта и разрешаются революцией. В результате рев-ии происходит смена способа производства. Способ производства у М. является критерием деления исторического процесса на общественно-экономические формации. Выделяет 5 способов производства общественно-экономических формаций. Развитие общества до коммунизма М. назвал пред историей. История общества начинается с коммунизма. Коммунизм не есть придел общест-го развития. Внутри себя он будет проходить этапы развития. Большое место в учение об обществе занимает теория класс-сов и классовой борьбы. Э. написал труд «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва». Причина распада общества на классы – частная собственность. С возникнове-нием классов связано и появления гос-ва, которое являлось диктатурой господствующего класса. Классовая борьба проходит через всю ист. общества. Борьба капитал. общества будет обостряться, разрешится социал. революцией, это и ознаменует переход к новой формации – коммунистической. Его прогноз не осуществился. Они переоценили рев. способность, недооценив способность буржуазии. Радикально сокращен раб. день, увеличена з.п., улучшены условия труда. Все это привело к затуханию классовой борьбы.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...