Дантовы координаты - координаты отрицания
Основы философии / Дантовы координаты - координаты отрицания
Страница 1

"Божественная комедия" Данте Алигьери подобна величественному миру космоса, перед которым стоит человек. Известный итальянский литературовед прошлого века Франчес ка Де Санктис назвал "Божественную комедию" подлинной энциклопедией и национальной "Библией" ([8]. С. 216-217), в которой в концентрированном поэтическом виде выразилось представление эпохи о себе, о человеке, о мире. http://saintpetersburg.sipout.net/ где купить виртуальный номер телефона в Питере. И не только эпохи средневековой, ибо "в соз дании этого гигантского здания принимают участие все эпохи и все формы, слитые воедино и "крещенные", проникнутые единой идеей: идеей христианства", - справедливо отмечает Де Санктис ([8].

С.189).

Что же это за идея? Это идея спасения души. Путь души через страдания и скорби земной жизни, жизни неподлинной, к очищению и обновлению, к подлинной жизни души на небесах - это путь спасения, как считала христианская культура. Этому пути соответствуют три мира жизни души - ад, чистилище и рай. Эта концепция средневекой культуры строит и движет мир "Божественной комедии", который в первом и буквальном смысле выступает как видение "того света". Но в отличие от множества подобных описаний "нездешнего мира", которыми была полна литература средневековья, поэма Данте не просто рисует аллегорическую картину "того света", в ней воссоздана "нетленная геометрия и логика творчества, воплощенная в трех христианских мирах; она - град Божий, в котором отражен город чело века во всей конкретности места и времени; она - неподвижная богословская сфера, внутри которой бушуют человеческие страсти" ([8]. С.217. Курсив мой -В.К.). Де Санктис про изнес, на мой взгляд, ключевое слово в отношении Дантова мира - "нетленная геометрия" пространства духовной жизни. Не случайно и сам Данте в конце поэмы сравнивает себя с геометром, который оказавшись перед Высоким светом Бога, представшим как "три равно-емких круга, разных цветом" ("Рай" ХХХШ, 117), решает задачу квадратуры круга и не может ее разрешить.

Весь мир поэмы Данте построен в терминах пространства: "Яви мне путь!" - взывает Дан те к Вергилию, и Вергилий становится проводником Данте: "Он двинулся, и я ему вослед". Структура каждого из трех миров, через которые проходит Данте, сугубо пространственна: преддверие Ада, круги Ада, пояса, стены, щели, бездна, колодец и т.д. в Аду; уступы, врата, круги горы Чистилища; сферы планет, сфера неподвижных звезд, амфитеатр Розы Эмпирея в Раю - все создает зримую пространственную архитектонику нетленного мира.

Все созданное Богом имеет свое место, свое предназначение в мире. Место души - Эмпе-рей, куда она устремляется легко и свободно, при условии если она очищена от груза грехов. Поэтому способ ее поведения в "нетленной геометрии" пространства духовной жизни - спа сение. А ради этого душа должна отказаться от . - круги Ада показывают нам, от чего она должна отказаться. Она должна покаяться и очистить себя от . - уступы Чистилища показывают нам, в чем она должна покаяться и от чего она должна воздержаться. Даже в небесах Рая, где все равно блаженны, но все-таки и там есть иерархия небес, и потому даже и здесь душа должна вести себя от меньшего блаженства к большему. Только в самом конце:

. в мой разум грянул блеск с высот, Неся свершенья всех его усилий.

(Рай, ХХХШ, 140-142)

Принцип архитектоники "нетленной геометрии" - уйти, чтобы прийти, отказаться, чтобы получить, воздержаться, чтобы насладиться, наконец, спуститься (в Ад), чтобы подняться (в Рай, к вечному свету). Модуль этой "нетленной геометрии" определяет всю архитектуру Ада, о чем он сам свидетельствует:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...