Дантовы координаты
Основы философии / Дантовы координаты

В данной статье, опираясь на анализ эпизодов "Божественной комедии" Данте, вводит ся понятие Дантовых координат как специфического пространства, в котором определяется ценностное бытие. В отличие от Декартовых координат, в пространстве которых вещь протяженная определяется через отождествление с их значением, Дантовы координаты требуют воздержания от отождествления с ними, отрицания их значения, в результате чего в их пространстве конституируется культурное бытие как ценностное бытие, прежде всего, бытие человека как личности. Апофатическое пространство Дантовых координат требует личностной активности человека, простейшей формой которой и выступает воз держание ( epoche ).

В работе анализируются три основных modus ' a operandi человека в апофатическом пространстве. Первый modus operandi "Если не то, не то, тогда ." ведет к осмыслению ценности (" Negit ergo valet "). Второй - "Если А, то уж А" утверждает бытие индивидуальности (" Affirmo ergo est "). Третий - "Теперь, когда .,то ." вводит осмысление времени. Дантовы координаты - координаты культурного пространства.

Афоризм И.Канта: "Две вещи поражают мое воображение - звездное небо надо мной и нравственный закон во мне", - указывает на две тайны, притягивающих познающую мысль человека. Природа, мир вокруг человека и сам человек с его ценностным миром - вот, ка жется, два главных и исчерпывающих объекта познания.

Правда, при более внимательном рассмотрении истории человеческого познания мы уви дим, что не всегда это разделение познания существовало. Ибо для античной культуры перед человеческим разумом стоял один всеобнимающий объект познания - космос, включающий в себя и то, что мы называем природой, и человека. И в наше время человек все чаще осозна ет, что мир человека со всеми его внутренним ценностным содержанием не только не может быть оторван от "внешнего" ему мира, но все больше втягивает его в себя, создавая космос ноосферы. А потому традиционное деление познания на две его области - науки о природе и науки о культуре - все более становится проблематичным, хотя их объединение в едином акте мысли, равно приложимом к "звездному небу" и "нравственному закону", еще требует эпистемологического осмысления.

Корни разделения наук о природе и наук о культуре уходят в историю становления куль туры нового времени. Одним из тех, кто приложил свои усилия к их разведению, был Рене Декарт, выдвинувший идею двух субстанций - res cogitans и res extensa . Данная статья посвящена выделению двух глобальных принципов познания, которые сформировались в ев ропейской культуре по отношению к познанию мира вещей, с одной стороны, и мира чело века, с другой. Один из этих принципов представлен Декартовыми координатами, другой -специфическим способом видением человека, который может быть назван Дантовыми координатами.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...