Социокультурное пространство
Основы философии / Социокультурное пространство
Страница 4

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических простран ственно-временныхструктур.

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к био логическомупространству. Здесь возникает и исторически разви вается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественноесущество. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функцио нально расчленено наряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселения), территория вокруг него, включающая особые зоныхозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которуювключено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей ДревнегоЕгипта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.

Освоенное человеком, "очеловеченное", и неосвоенное про странство природы с точки зрения природных свойств не разли чаются.Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводстваспособов человеческой деятельности и поведения.

Специфические черты и характеристики социального простран ства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человекасоответствующей исторической эпохи. Например, в древ них мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства,противопоставление упорядочен ного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этихпредставлениях в фантастической форме отражалось реальное раз личие между "очеловеченным" пространством и пространством природы, остающимся вне сферычеловеческой деятельности.

Привычные нашему здравому смыслу представления о про странстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет какоднородность и изотропность простран ства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних бур жуазных отношений и было связано сломкой мировоззренче ских ориентации, возникших в эпоху средневековья. Средневеково му мышлению было свойственно рассматривать пространство какнекоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наде лялось определенным символическим значением. Различался зем ной греховный мир и мирнебесный — мир "чистых сущностей".

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о це лостнойсистеме общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности,самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целоесуществует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей "второй природы", мира идей и мира чело веческих отношений. Организация этогоцелого усложняется и ме няется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только котношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фикси руются в системе общественнозначимых идей. Мир вещей "второй природы", окружающих человека, их пространственная организа ция обладает надприродными, социально значимымихарактеристиками. Пространственные формы технических устройств, упоря доченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искус ственно созданных водоемов,архитектура городов — все это со циальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельностилюдей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...