Дальнейшая судьба учений Конфуция
Материалы / Конфуцианство / Дальнейшая судьба учений Конфуция

Философия Конфуция после его смерти стала постепенно приобретать сторонников, а последующие мыслители развивали и приспосабливали его идеи. Среди них следует выделить Мэн-цзы (Мэн-кэ), жившего примерно с 372 по 289 год до н.э. Мэн-цзы родился в соседнем с Лу (родиной Конфуция) царстве Цзоу (в последствии области царства Лу, ныне – юго-восточная часть провинции Шаньдун) и, подобно Конфуцию, был ярым поборником образования. Он верил в изначальную добродетель человека и считал, что дурное поведение людей обусловлено обыкновенно неудовлетворительным их воспитанием родителями или окружением. После смерти Мэн-цзы наступил длительный период роста известности даосизма и буддизма.

Не похоже, чтобы Конфуций воспринимал свою философию непосредственно как религию, хотя у неё и были свойственные религии черты. И буддизм, и даосизм предлагали людям всеохватывающую картину мироздания и места человека в нём, чего до некоторой степени не хватало конфуцианству, т.ч. можно понять возникший интерес к буддизму и даосизму.

Однако позднее, при династии Сунн (XI век) несколько мыслителей видоизменили конфуцианство, акцентируя внимание на созерцании. Задача созерцания состояла в том, чтобы дать возможность последователям конфуцианства развить у себя благородные качества и дать им появиться в общественном поведении.

При всей своей увлечённости созерцательными бдениями и размышлениями конфуцианство, однако, не стремилось разрабатывать особые виды ритуала и поклонения, свойственные многим иным вероучениям. Подобное изменение конфуцианства порой именуют неоконфуцианством. Одним из ведущих представителей данного течения был Чжу Си (1130 - 1200). Он утверждал, что все живые и неживые сущности (кит. У, «вещь») испытывают воздействие двух начал: ли(«принципа»), духовной энергии, пронизывающей всю вселенную и воздействующую на неё, и ци

(«пневмы»; этимологически «пар над варящимся жертвенным рисом»), что представляет собой материальное наполнение каждой сущности. Особо важно для людей в духовном отношении было уяснить предназначение ли , поскольку это начало влияло на всё мироздание.

Принципов конфуцианства, касающихся общественного и политического устройства, придерживались на протяжении более двух тысячелетий. Однако хотя конфуцианство и оказало огромное воздействие на китайское мышление и образ жизни, в XX веке наблюдается отход от конфуцианских начал. Тем не менее само учение продолжает существовать в китайском обществе в виде духовных и нравственных заповедей.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...