Конфуций

Само слово «конфуцианство» происходит от имени Конфуция, китайского мудреца, философа и учителя, жившего примерно с 551 по 479 год до н.э. В действительности имя Конфуций представляет собой форму исконного китайского имени мудреца, звучавшего как Кун Фу-цзы, что можно перевести приблизительно как «наставник Кун».

Родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Некогда единое государство Чжоу представляло собой объединение удельных земель со своими правителями (эпоха «Разделённых царств»). Жизнь же Конфуция приходится на рубеж: наступала (481 год до н.

э.) эпоха «Борющихся царств», знаменовавшая собой начало глубоких перемен в общественной и хозяйственной жизни китайцев.

Конфуций родился в царстве Лу, ныне провинция Шаньдун. Он рано потерял отца, т.ч. у семьи не было достаточно средств, чтобы дать ему образование. Но, как можно лишь догадываться, довольно рано он сумел заняться самообразованием, либо всё же получить его, поскольку в дальнейшем он назначается на государственную службу и к тому же учит ритуалу и общественным приличиям. В китайском обществе высоко ценилось умение вести себя подобающе этикету в различных ситуациях. Конфуций учил своих учеников нормам поведения и церемониалу, что позволяло им расположить людей к себе. Такого рода умение преподавалось лишь высшим общественным сословиям. Конфуций же предложил свой учение всем слоям общества, что было весьма необычно для Китая того времени. Похоже, философия его говорила на доступном народу языке.

О самой жизни Конфуция известно крайне мало. Считается, что он занимал крупный гражданский пост в Лу и, возможно, исполнял ещё важную судебную должность. Учение Конфуция имело отношение не столько к религии в обычном нашем понимании, сколько к тому, как, по его разумению, люди должны вести себя в своей повседневной жизни и как им следует строить свои отношения с ближними. Ему хотелось, чтобы люди были доброжелательны друг к другу и обходительны. Он надеялся, что люди будут благоразумны в своих действиях, не забывая о своих обязательствах по отношению к другим. Конфуций рассчитывал убедить правителя царства Лу в важности таких основ поведения, чтобы их можно было ввести в государственное управление. Конфуций, похоже, рассматривал эти основы как нравственный фундамент всякого политического устройства. Однако его ждала неудача, ибо облечённые властью сановники оказались не в состоянии усвоить его идеалы. Поэтому Конфуций счёл необходимым покинуть Лу, чтобы попытаться отыскать правителя, который смог бы по достоинству оценить предлагаемых им систему нравственных ориентиров и претворить её в жизнь. В ту пору ему было уже около 55 лет. В течение последующих 10 или более лет Конфуций странствовал, ведя жизнь философского и религиозного наставника, пытаясь между тем отыскать сочувствующего его взглядам правителя. Похоже, ему не удалось найти такого человека, и в возрасте 65 лет или чуть старше Конфуций возвращается в Лу, где свои последние годы посвящает распространению нравственного учения.

Конфуций не дождался торжества своих идей, того времени, когда политические власти стали претворять их в жизнь. Несомненно, отстаиваемый Конфуцием демократический подход к получению образования возымел своё действие. Через некоторое время в Китае сложилась обновлённая система государственной службы, открывшей свои двери талантам и представителям всех сословий.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...