Введение
Страница 1

Особенности системы верований в древнем Китае. Предпосылки возникновения конфуцианства

Китай являет собой цивилизацию весьма отличного от других цивилизаций типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли гораздо большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим долгом ему подражать. Истинный китаец выше всего ценил материальную оболочку, т.

е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Специфике религиозной структуры Китая свойствен ещё один существенный для судеб и характеристики всей китайской цивилизации момент – незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ни сословия улемов, ни влиятельной касты брахманов китайцы никогда не знали. Конфуцианские учёные выполняли важнейшие функции жрецов, были уважаемы в Китае, однако, они были не столько жрецами, сколько чиновниками, т.ч. собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

В Китае есть наивысшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. В системе китайской религиозно-философской мысли существовали представления о Будде, о Дао (близкое к индийскому Брахману). Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Поклонялись также Земле. Был культ умерших предков.

Существовала и специальная ритуальная символика, осмысленная философски.

Символом Земли считался квадрат, символом Неба - круг, причём сочетание этих символов всегда воспринималось в плане взаимодействия женского и мужского начала.

Деление всего сущего на мужское и женское начало было в Китае едва ли не древнейшим этапом философского мышления. Мужское начало, ян

, ассоциировалось с солнцем, со всем светлым, ярким и сильным; женское, инь

, - с луной, с тёмным, мрачным и слабым. Оба начала гармонично взаимодействовали друг с другом, результатом их плодотворного взаимодействия и было всё сущее.

Дуалистическая картина мира с взаимодействием и взаимопроникновением сил ян и инь в чжоуских (династия Чжоу, которая ввела верования в Небо и Землю, которые вытеснили верования в Шанди и Иньцы) философских исканиях дополнялась представлениями о взаимодействии и взаимопроникновении пяти первоэлементов (вода – огонь – дерево – металл – земля).

Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ китайской цивилизации: не метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза, не личная связь индивида с обществом, но отказ от личностного в пользу общественного и т.д. Вся эта особенная система ценностей, складывавшаяся за тысячелетие, предшествовавшее эпохе Конфуция, в иньско-чжоуском Китае, подготовила страну к восприятию принципов и норм жизни конфуцианства. Сущность их тогда, задолго до Конфуция, сводилась к ослаблению иррационального начала религии и возвеличиванию рационального начала этики, к подчинению религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации. Вместо связи «бог - личность» образовалась связь принципиально нового типа: «Небо, как символ высшего порядка, - земное общество, основанное на добродетели». Связь опосредована личностью осенённого небесной благодатью правителя. И это императив древнего Китая, который, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества и ограничение роли личности с её эмоциями и страстями.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...