Диалектическое отрицание как момент развитияМатериалы / Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела / Диалектическое отрицание как момент развитияСтраница 1
Отрицание - это широко распространенное, но в своей действительности явление, с которым связаны существование и развитие предметов и процессов. В ходе развития любого явления борьба противоположностей приводит к отрицанию одной из его противоположных сторон, что знаменует переход старого качества в новое.
Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит процесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.
Итак, отрицание - это такое отношение между двумя ступенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее старого и возникновению нового качественного состояния.
Отрицание бывает механическим и диалектическим. Механическое отрицание связано с уничтожением старого, без сохранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внутреннего противоречия.
Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последовательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превращение предметов и явлений в свою противоположность, тем самым отрицание - превращение новой противоположности в свою противоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.
Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.
Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и механизм действия этого закона?
Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает направленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверждает поступательность.
Одной из черт закона отрицания отрицания является повторение на высших ступенях развития некоторых черт низших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроизведение того, что уже однажды имело место. Второе отрицание как бы повторяет исходный пункт в «снятом», переработанном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.
Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внутренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие совершается в виде постепенно поднимающихся, расширяющихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...