Структура действия.Материалы / Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности / Структура действия.Страница 1
Одно из важнейших мест в структуре человеческой деятельности занимает познание. У целого ряда известных мыслителей оно (познание) сопоставляется с жизнью – познание рассматривается ими в контексте жизни. При этом они выступают против сведения человеческого существования к познавательной деятельности, иссушающей и омертвляющей жизнь. Например высказывание одного из самых популярных представителей «философии жизни» - Ницше Ф. Он задается вопросом: «Должна ли господствовать жизнь над познанием?» И незамедлительно отвечает: «Никто не усомнится: жизнь есть высшая господствующая сила, ибо познание, которое уничтожило бы жизнь, уничтожило бы вместе с нею и само себя.
Познание предполагает жизнь…»3. Таким образом, жизнь – это естественное существование человека, его всевозможные активные проявления, свойственные ему как живому существу. Один из сторонников этого направления так раскрывает то, что она собой представляет: «Поток жизни, проникающий в нас через уши или глаза, должен вернуться во внешний мир посредством наших рук, ног или уст. Мысли, которые порождаются в нас этим потоком, в сущности, только определяют, к какому из упомянутых органов должен быть направлен последний при данных обстоятельствах для того ,чтобы действия наши всего более способствовали нашему благополучию»4.В своей деятельности человек использует три вида знаний:
- знания о вещах и законы природы;
- знания о методах использования вещей природы на основе знаний о вещах и законах природы;
- знания о том, какие действия являются уместными, какие из них являются приоритетными, в какой последовательности их следует выполнять и как это делать. Это знание имеет название «здравый смысл», имеет вид «способности» и приобретается человеком в процессе воспитания и накапливания жизненного опыта. Именно знания третьего типа отыгрывает значительную роль в жизни каждого человека и общества в целом, поскольку оно отражается на всех процессах жизнедеятельности как отдельных людей так и групп
_
3 См. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 227
4 См. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904. С. 131.
людей, организаций и стран.
В то время, когда два первых вида знания являются объектом изучения многих специализированных наук, процесс получения третьего на данное время изучено недостаточно, каждый человек накапливает его индивидуально в меру её возможностей и под воздействием окружающих обстоятельств.
По своей сути теория деятельности является теорией выживания (или существования). Чтоб её создать необходимо разработать её научную основу и на этой основе систематизировать все методологические знания.
Действие, как процесс направленного изменения в заранее определенного направления, может быть выполнено только путем обеспечения целого ряда условий. Необходимо:
- собрать информацию о ситуации;
- определить направление развития ситуации;
- выработать представление о желанном состоянии ситуации;
- определить необходимость изменения ситуации;
- определить характер необходимости изменения ситуации;
- определить характер необходимых операций, их объём и исполнительные органы, достаточные для достижения необходимых изменений;
- выбрать план выполнения операций;
- выработать команды на выполнение операций;
- выполнить операции;
- оценить достаточность выполнения операций;
- провести оценку изменения ситуации, которая возникла как следствие действия.
Выполнение этих условий имеет вид системы последовательно протекающих процессов: собрание информации; её обработка; формирование представления о ситуации; определение изменения ситуации; определение направленности этих изменений; определение уместности реагирования на эти изменения; оценка достаточности объема информации; оценки объективности представлений; формирование представления о ситуации, что будет (если действие не выполнять); формирование представления про желанное состояние ситуации; выделение факторов, которые поддаются воздействию при использовании средств; выявление направлений желанных изменений факторов; оценка достаточности ресурсов для влияния на факторы в необходимых объемах; принятие решения про выполнения влияния на обозначенный фактор; выбора средств воздействия; выбора времени и режимов воздействия; принятие решения про выполнение воздействия; формирование команд для исполнительных механизмов; непосредственного выполнения определенной последовательности операций; оценка изменений, которые возникают в результате выполнения операций; оценка достаточности результатов; принятие решения про прекращение или продолжение выполнения операций, повторения действия, или выполнения другого действия. Эта последовательность процессов при детальном рассмотрении может быть разделена на три части – качественную
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...