Категории диалектики

Категории

— это научные понятия. Большинство из них парные и представляют собой единства противоположностей:

1.

Причина и следствие. Все явления причинно обусловлены. Каждое явление одновременно является причиной одного и, вместе с тем, следствием другого. На философском языке причинная обусловленность явлений называется детерминизмом или каузальностью.

2.

Возможность и действительность. Не всякая возможность переходит в действительность. Для того, чтобы этот переход произошел, необходимы определенные как объективные, так и субъективные условия. Возможности бывают абстрактные (отвлеченные) и реальные.

В действительность при наличии определенных условий переходит лишь реальная возможность. Абстрактная возможность со временем может стать реальной. Например, что ученик Иванов может со временем стать генералом,— это абстрактная возможность. Но что он может окончить школу и поступить в военное училище — это возможность реальная. Когда же он станет офицером и проявит себя соответствующим образом, то эта абстрактная возможность перейдет в реальную, и то, через множество переходных ступеней.

3.

Необходимость и случайность. Если все явления детерминированны, т. е. причинно обусловлены, то что же такое случайность? Есть ли для нее место? Да, действительно, все явления причинно обусловлены, они совершаются с необходимостью, и мы можем предвидеть эти необходимости, но мы не можем предвидеть точку их пересечения.

Таким образом, случайность — это не предвиденная нами точка пересечения нескольких необходимостей. Очень хорошо раскрывает сущность такой категории, как случайность, народная пословица: «Кабы знал, где упал, так соломку б подостлал».

4.

Необходимость и свобода. Эти категории относятся к сфере общественной жизни. Их также нельзя абстрактно противопоставлять друг другу. Свобода — это осознанная человеком и обществом необходимость. Мы не можем, например, отменить или изменить законы природы, которые действуют с необходимостью, но мы можем стать свободными, познав эти законы и поставив их себе на службу.

Гегель придавал огромнейшее значение категории свободы. Основой поступательного развития истории он считал прогресс в сознании свободы.

Надо отметить, что в тоталитарный период советской государственности такое понимание свободы было примитивизировано официальной идеологией. Людей призывали осознать необходимость сначала диктатуры пролетариата, затем необходимость подчинения интересов личности интересам государства, и на основе этого сознания обрести высшую степень свободы. Это яркий пример схоластического подхода, подмены диалектики софистикой.

5.

Содержание и форма. В любом явлении содержание облекается в определенную форму. Содержание первично, форма вторична. Вместе с тем, форма оказывает обратное активное влияние на содержание, ее породившее. Взаимоотношения формы и содержания являются особенно актуальными при анализе произведений литературы и искусства. Произведения являются шедевром тогда, когда форма соответствует содержанию. Преувеличение значения формы сравнительно с содержанием, тенденция превращения формы в самостоятельную сущность, называется формализмом.

6.

Явление и сущность. Явление — это все то, что нас окружает. А сущность — это главное в явлении. Например, перестройка, как явление или как сумма явлений, — это все изменения в экономической, социальной и политической жизни страны.

Сущность же ее заключается в изменении общественно-политического строя.

Если же сравнить между собой такие противоположности, взятые из различных парных категорий, как содержание и сущность, то можно отметить, что содержание шире, а сущность глубже.

7.

Единичное — особенное — всеобщее.

Каждое явление в зависимости от связи с другим может быть единичным, и особенным, и всеобщим. Понимание этих категорий является особенно важным при выработке как политической стратегии, так и тактики. Обязательно надо учитывать общие принципы, а также национальные, социальные и другие особенности различных групп населения. Мы до сих пор в своей практической политике не сумели правильно подойти к анализу единичного, особенного и всеобщего.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...