Понятие диалектического отрицания. Отрицание отрицания как выражение поступательности и повторяемости в процессе развития
Материалы / Философия как особый тип мировоззрения / Понятие диалектического отрицания. Отрицание отрицания как выражение поступательности и повторяемости в процессе развития

Этот закон утверждает поступательное развитие мира. Но развитие идет не по прямой линии (снизу вверх) и не по кругу, а по спирали.

Ф. Энгельс приводит такой пример: бросим в землю зерно, из него вырастет стебель. Зерно гибнет, оно отрицается стеблем, который в свою очередь отрицается снова зерном, но только не одним, а множеством.

На определенной ступени развития происходит повторение признаков предыдущей ступени (в нашем примере — зерно на первой и третьей ступени). Но это возврат не к старому, а якобы к старому, на более высокой основе. Любое отрицание приводит к возникновению нового, а это новое в свою очередь также будет чем-либо отрицаться.

В советской философской науке длительное время шли споры по объему и содержанию этого закона. Некоторые ученые (их меньшинство) высказывали мысль о том, что закон отрицания отрицания не является всеобщим, что он якобы не действует там, где нет движения вперед (например, в некоторых явлениях микромира, где имеют место процессы взаимопревращения элементарных частиц без восходящей линии; в процессах распада мировых и космических тел; в процессах превращения живого в неживое и т. д.). Однако подавляющее большинство философов-диалектиков считает, что эта точка зрения ошибочна.

Нисходящие линии в развитии некоторых явлений действительно есть. Регрессивные явления иногда отрицают прогрессивные, но они в свою очередь отрицаются (непосредственно или через цепь последовательных отрицаний) явлениями еще более прогрессивными. Например, феодализм с его натуральным хозяйством отрицал товарно-денежные отношения рабовладельческого общества, чтобы в свою очередь быть отрицаемым товарно-денежными отношениями буржуазного общества (отношениями более высокого уровня, чем в античном мире).

Таким образом, большинство современных ученых считает, что этот закон является всеобщим, так же как и два первых закона диалектики.

С действием закона отрицания отрицания мы в нашей жизни встречаемся часто. Например, на уроках математики, умножая да числа со знаком минус, мы получаем число со знаком плюс. Очень важно видеть разницу между диалектическим и механическим отрицанием. При диалектическом отрицании новое явление удерживает вес, что было положительного в отрицаемом (на философском языке это называется снятием

).

При механическом отрицании одно явление просто отрицает другое (уничтожает его) без удержания положительного на философском языке это называется зряшным отрицанием

).

Таким образом, закон отрицания отрицания характеризуется следующими чертами:

1) развитие как отрицание;

2) поступательный характер развития;

3) периодичность ступеней развития;

4) известное повторение на третьей ступени существенных черт первой ступени на новой основе (для понимания этого процесса повторяемости надо усвоить одну истину, а именно ту, что каждое явление, развиваясь, имеет тенденцию к превращению в свою противоположность, в свое другое);

5) завершенность цикла развития.

Если рассмотреть действие закона отрицания отрицания с точки зрения структурно-элементного анализа, то можно заметить, что развитие любого явления в начале никогда не идет фронтально. Оно идет неравномерно, односторонне, за счет узкой группы определяющих элементов в рамках суженной структуры. Происходит отрицание.

При отрицании отрицания восстанавливается равномерность, всесторонность развития, происходит выравнивание всех элементов, расширение структуры до оптимального уровня.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...