Проблемы сознания в истории философии
Материалы / Философия как особый тип мировоззрения / Проблемы сознания в истории философии
Страница 1

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания:

1.

Религиозная (сознание дано человеку Богом, господствовала в средневековье)

2.

Космическое происхождение (Соловьев, Даниил Андреев: неделимые монады – носители разума, а это – тончайшая энергия материи.)

3.

Биологическая (присуща всей живой природе)

4.

Гилозоизм (сознание присуще всему живому и неживому, Дидро)

5.

Философские концепции:

Античная философия.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. А.Ф. указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Разум – был представлен как вещь, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть на самого себя).

Вульгарно-материалистическое (

и крайняя ее разновидность физикализм)-

сводят сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на сознание: как на подобие печень выделяет желчь, так мозг выделяет сознание) в конечном счете характер окружающего мира оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Успехи в моделировании искусственного интеллекта, успехи в генетике, воздействие фармакологии на мыслительные способности человека, связь типа мышления с полушариями мозга стали аргументами физикалистов. Их свойство– редукционизм.

Сознание идеально.

Понятие идеального соотносят с духовными монадами. Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта.

Три точки зрения на природу идеального:

1.

Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин) – идеальное – внутренний духовный мир человека.

2.

Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное – объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.

3.

Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц) – идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией Платона).

Необходимо синтезировать эти три позиции. Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г. Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.

Объективный идеализм:

сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей, информационным полем). С.- мировой разум, не зависит от материи и мозга, вечно и первично. Рерих «Живая этика»: нельзя ограничить мысль сферою земной. Талбот: Вселенная - гигантский разум, мышление - результат взаимодействия полей. Субъективный идеализм:

С. Духовный мир человека, первично. Солипсизм: материальный мир - порождение сознания.

Философско-реалистическое (диалектический материализм)

направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

1.

Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов.

2.

Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3.

Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4.

Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание.

Таким образом, источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...