Позитивизм, сциентизм и антисциентизм как социокультурные
феноменыМатериалы / Наука в контексте культуры / Позитивизм, сциентизм и антисциентизм как социокультурные
феноменыСтраница 1
Исторически так произошло, что методы исследования и способы объяснения, сложившиеся в науке, в самом естествознании были разработаны значительно раньше, чем это осуществилось в социальных и гуманитарных науках. Это объясняется прежде всего тем, что специфика собственно природных образований в силу их более длительной эволюции в сравнении с эволюцией объектов социальной действительности объективно определилась как более четко очерченная и, следовательно, – как более четко выделяемая в процессе ее познания. В силу этого же обстоятельства познание природных объектов в сравнении с объектами мира социальных явлений стало и более практически значимым, ибо почти незамедлительно оно стало воплощаться в разного рода технических устройствах и технологических процессах.
В этой связи, конечно, не могли не предприниматься попытки абсолютного перенесения методов и форм естественнонаучного познания на всю сферу социального и гуманитарного знания. Впервые такая программа на принципиальных основаниях была выдвинута в середине XIX-го столетия французским социологом Огюстом Контом в его "Курсе позитивистской философии". Конт полагал, что именно науки, дающие предметно-практическое знание, или как он их называл – позитивные
, или положительные
, – и выступают как подлинная научная ценность, не допускающая при этом никаких околонаучных спекуляций. Именно такими науками и образован, по мнению Конта, весь фактический комплекс естествознания. Естественная наука – сама себе философия
: так можно было бы выразить суть позитивистского учения О. Конта. С этих позиций, основная особенность позитивизма может быть представлена так, что положительную философию можно и должно считать единственной прочной основой общественных преобразований. С этих позиций, Конт рассматривал, к примеру, социологиюкак своего рода социальную физику
, в которой в качестве атомов фигурируют человеческие индивидуумы. В дальнейшем, следуя именно Конту, сторонники позитивистского учения продолжали осуществлять попытки сведения всех социальных явлений к уже открытым закономерностям естествознания.
Современный позитивизм
, или неопозитивизм
, не только унаследовал основные черты первоначального позитивизма, но и добавил к ним другие требования этой доктрины. Продолжая настаивать на необходимости выработки всеобщего, единого, универсального
метода познания абсолютно
для всех наук, неопозитивисты стали подчеркивать в этой связи особое значение логикив качестве всеобщего метода
для построения единой системы научного знания. На этом основании современный позитивизм стали называть логическим позитивизмом
. Этот позитивизм провозгласил в качестве идеала
для всех наук математическую физику
, так как именно эта наука и основывается как раз на требованиях классического дедуктивно-аксиоматического метода, так или иначе воплотившегося в лучших и плодотворных традициях естественнонаучного познания.
Еще одной отличительной особенностью современного позитивизма является его обязательнаяориентация на эмпирическое подтверждение
полученных в науке результатов, ибо, с этой точки зрения, все, что не может быть обосновано таким путем, полагается как ненаучное
и спекулятивное
. Отсюда неопозитивизм, пытающийся апеллировать к миру принципиально наблюдаемого
и только его, получил еще одно название – эмпирический позитивизм
.
Таким образом, историческая идеализация естествознания, вера в его всемогущество и "непогрешимость", начавшие формироваться еще в эпоху Нового Времени в Европе XVI-XVII вв., привели к XX-му столетию к провозглашению научной деятельности в качестве высшей ценности
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...