Методологическая проблема наукиМатериалы / Философия науки / Методологическая проблема науки
О философии как о методологии сказано много. Уже стало тривиальным говорить о «мировоззренческом и методологическом значении философии». При этом под мировоззренческим значением имеют в виду теоретическое (система знаний), а под методологическим значением имеют в виду или диалектический метод, или конкретные методы исследования, взращенные в лоне философии: эксперимент, экстраполяция, дедукция, индукция, аналогия и пр.
Вся проблема заключается в интерпретации самого понятия «метод». Вспомним старое: материализм – это теория, а диалектика – это метод. Отсюда – диалектический материализм.
Но разве материализм не может быть методом подхода к явлениям, и разве диалектика не может быть теорией истолкования явлений?Два великих философа Маркс и Копнин внесли ясность в проблему. Но эта ясность не понята и не осмыслена последующими философами.
У Маркса высказана, а затем реализована концепция «оборачивания теории в метод». Отсюда великое философское значение его «Капитала» – блестящего образца единства теории и метода. Человечество еще вернется к «Капиталу» в этом отношении.
У П.В. Копнина концепция двуобращенности знания, трактовка знания как двуликого Януса: знание, обращенное к объекту – это теория, знание, обращенное к субъекту – это метод.
Главное в методологии заключено не в учении о содержательной стороне знания, а о его функционировании, о прагматике, о праксиологическом значении знаний.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...