Гносеологические проблемы науки
Материалы / Философия науки / Гносеологические проблемы науки
Страница 1

В истории философии и в ее современном состоянии продолжает доминировать абсурдная концепция онтологизма. Онтологическое понимание мира предполагает его осмысление в духе кантовской «вещи в себе». Но это нелепо. Все, что знает человек о мире, – это результат его познавательной деятельности. Следовательно, наше знание о мире – не онтологическое, а гносеологическое. На эту концепцию «работают» все последние идеи наших философов: Горский, Ильенков, Смирнов, Метлов, Садовский, Швырев, Копнин…Суть проста: человек имеет дело не с онтообъектами, а с предметами, сконструированными, построенными, познанными, освоенными им.

40-летняя борьба (50–90-е гг.) в рамках нашей философии за признание права ученого, философа, художника, субъекта деятельности конструировать объект своего отношения к миру вроде бы привела к признанию такого права. Дискуссии в философской среде разворачивались вокруг старой философской проблемы: «объект – субъект», «предмет – человек». Возобладал первый примитивный подход: есть мир – он объект, есть человек – он субъект. Вся история философии оказалась игнорируемой.

Речь о простом: о соотносительности полярных понятий. Объект существует только по тому, что есть объект, который ему противостоит. Без объекта нет субъекта. Без субъекта нет объекта. Наши доморощенные «диалектики» вместо объекта взяли всю «предметность», вместо субъекта – всю «человечность».

Совсем не трудно показать, что предмет богаче объекта: по онтологической данности, по универсальности свойств, по эвристичности потенциала. Также не сложно понять, что человек богаче субъекта: по онтологической данности, по универсальности свойств и по эвристичности потенциала.

Итак: базовым отношением и в рамках основного вопроса мировоззрения, и в рамках основного вопроса философии является вопрос об отношении мира и человека, бытия и человека, универсума и человека, космоса и человека, материи и человека (с его сознанием)…

Можно ли создать хоть какое-либо представление о мире, космосе, универсуме, Боге, природе, материи…безотносительно к человеку? Нет! Все наши знания о себе и о внешнем – это результат познания, т.е. это конструкция нашего ума, сознания, мышления, интуиции – иначе: нашей субъективности. Все тонкие категории в философских рассуждениях советских философов: «конструкт», «идеальный объект», «абстрактный объект», «идеализация», «абстрагирование», «актуальная осуществимость», «потенциальная осуществимость» и т.п. – это не что иное, как методологическое обоснование банальной истины: ученый имеет дело не с предметом, а с мысленно сконструированным на базисе предмета объектом. Кто строит объект? Субъект! Выводы: 1) первичная полярность, первичная оппозиция онтологического толка – это полярность «предмет – человек», а в универсальном представлении – «Универсум – Человек». Это мы и назвали основным вопросом мироосвоения и основным вопросом философии;

2) эта полярность исторически трансформируется в полярность второго порядка: «объект – субъект».

Все рассуждения на тему о «субъектно-объектных» отношениях, идущих от ленинградской школы, а прежде всего от Кагана М.С., философски некорректны.

Суть в том, что концепция «субъектно-объектных» отношений приводит закономерно к субъектному идеализму (так и получилось в трактовке эстетического), а в конечном итоге – к солипсизму.

Необходимо понять, что субъективные отношения являются следствием объективного отношения. С легкой руки эстетиков, не владеющих философским инструментарием, нелепая концепция «субъектно-объектных», «субъектно-субъектных», «объектно-объектных» и т.п. отношений вошла в плоть и кровь социологии, этики, психологии, философии, педагогики, и других гуманитарных наук. Такой подход мог бы приветствоваться «онтолагами», ибо признается «объектно-объектное» отношение. Но как быть с «субъектно-объектным»?

«Гносеологии» могут торжествовать: объект задан в его отношении к субъекту. Забыты диалектика и базисное материалистическое полагание. Уж так не хочется говорить ортодоксально: «материя первична, а сознание вторично», «бытие первично, а мышление вторично». Но это и есть – примитив. У классиков все тоньше.

Материя – сознание, бытие – мышление, общественное бытие – общественное сознание, материальное – идеальное…Разве о первичности и вторичности говорили классики? Нет: о зависимости, о детерминизме, о связи, о соотношении. И весь старый философский вопрос прост: не что первично, а что от чего зависит! Если ты признаешь, что материальные процессы жизни определяют духовные, – ты материалист. Если ты признаешь, что духовные процессы жизни определяют материальные, – ты идеалист. А дальше – идеи о диалектике взаимодействия материального и духовного в жизни общества. Итак: никакого идеализма, никакого дуализма, никакого вульгарного экономизма, диалектика социальной жизни.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...