Онтологические проблемы наукиМатериалы / Философия науки / Онтологические проблемы науки
Обобщение частнонаучных исследований окружающего человека мира позволяет сделать вывод, что как природные, так и социальные системы существуют во взаимосвязях.
Историческая эволюция нашей планеты за миллиарды лет ее существования определила в ее структуре три крупных подсистемы:
– абиотические (неживая природа), основанные на механических, физических и химических взаимодействиях;
– биотические системы (живая природа), представленные многими видами растительных и животных форм, основанные на генетических закономерностях;
– социальные системы (человеческое общество), основанные на социокультурном наследовании человеческого опыта.
Во-первых, пока не существует научных доказательств как теологической, так и космологических концепций происхождения планеты, жизни человека. Эти концепции остаются в состоянии гипотез. Эволюционный подход, основанный на естественнонаучных знаниях, предпочтителен и разделяется большинством ученых.
Во-вторых, кроме тех названных выше подсистем, в универсуме пока ничего не обнаружено. Гипотезы о внеземных цивилизациях, об НЛО и т.п. данными науки не подтверждаются.
В-третьих, между названными тремя подсистемами существует эволюционная детерминация, выражаемая диалектическим законом снятия высшими формами низших:
– закономерности абиотических систем содержаться в снятом виде в биотических;
– закономерности биотических систем содержаться в снятом виде в социальных системах.
Это, в частности, определяет объективные основания для складывания смежных наук: биофизика, биохимия, биомеханика, социальная биология, эргономика и т.п.
С философской точки зрения этот процесс повышения от низшего к высшему может и должен быть прослежен по всем универсальным категориям:
– законосообразное взаимодействие в неживых системах – геносообразное взаимодействие в живых системах – целесообразное взаимодействие в социальных системах;
– взаимодействие – жизнедеятельность – деятельность;
– физическое время – биологическое время – социальное время;
– геометрическое пространство – экологическое пространство – социальное пространство;
– тело – организм – человек;
– элементарное отражение – психика – сознание и т.д.
Такая трактовка универсума с его тремя подсистемами позволяет понять кардинальность двух вечных проблем науки:
А) происхождение жизни (переход от абиотических систем к биотическим);
Б) происхождение человека (переход от биотических систем к социальным).
Важность такого понимания универсума для наук состоит в том, что на этой основе возможна типология ее отрядов, междисциплинарных комплексов:
– естественные науки о неживой и живой природе,
– технические науки как отражение взаимодействия социальных систем с естественными,
– общественные науки как учение о социальных системах,
– гуманитарные науки как учение о человеке, который познает, оценивает, преобразует естественный, технический и социальный мир.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...