Наука в системе типов мировоззрения
Материалы / Философия науки / Наука в системе типов мировоззрения

На первом этапе бытия человеческого общества освоение внечеловеческой реальности осуществлялось в двух формах: в формах народного (реального) и мифологического (ирреального) освоения. Универсум не всегда поддавался реальному, практическому, здравому освоению, поэтому приходилось осваивать его в ирреальных, символических, мифологических формах.

Так сложились и существуют до сих пор два первых типа мироосвоения (мировоззрения): народный опыт и мифология.

Народный опыт – это традиционалистский тип мироосвоения, система традиций.

Мифология – это символический тип мироосвоения, система символов.

Традиция (обычай, обряд, норма, привычка) и символ (явление, относящее себя своим значением к другому) – это базовые мировоззренческие основания.

В нашей современной жизни мы продолжаем жить по традициям (народный опыт) и по символам (мифы).

Исторически на базе народного опыта сложились еще два типа мироосвоения: философия и наука. Отметим, что они всегда апеллировали к здравому смыслу, к народному опыту, к эмпирически данной реальности.

Философия – это концептуальное мироосвоение, система концепций как абстрактно-теоретических учений.

Наука – это номологическое мироосвоение, система законов как квинтэссенция теоретических положений.

На базе мифологии, в свою очередь, сложилось тоже два типа мироосвоения: религия и искусство.

Религия – это догматическое мироосвоение, система догм как принимаемых на веру положений, не требующих доказательств.

Искусство – это образное мироосвоение, система образов различных видов искусства.

Думается, что не надо доказывать, что в основе религии и в основе искусства лежат мифы разной степени достоверности и отдаленности от реальности.

Таким образом, можно констатировать, что исторически на планете сложилось шесть типов мировоззрения. Эта концепция была сформулирована в 1991 году.

Наука исторически сложилась в системе типов мироосвоения как номологическое образование. Ее цель и специфика – открытие законов универсума (абиотических, биотических и социальных систем). Ни народный опыт, ни религия, ни философия, ни искусство, ни мифология таких задач перед собой не ставят, да и не способны их выполнить.

Это не значит, что наука не вступает во взаимосвязи с другими типами мировоззрения. Эти связи обретают двоякую форму: сотрудничество и конфронтация, что и определяет сущность отношения.

Наука опирается на народный опыт с его здравым смыслом и черпает из него эмпирический материал для своих исследований.

Наука находится в полемическом отношении с религией, исповедует доказательные, эмпирически проверяемые положения. В то же время сама религия нуждается в научном осмыслении ее догматов, поэтому исторически появляется наука о религии – теология.

Наука обращается к искусству в поиске гармонических закономерностей бытия и даже в XX в. вводит в свой арсенал критерий красоты. Художественная деятельность тоже нуждается в научных исследованиях всех ее компонентов, поэтому союз науки и искусства вполне обусловлен. Оппозиция «физики» и «лирики» давно преодолена.

Наука не может не вступать в диалог с мифологическими построениями прошлых эпох и современными оккультными представлениями. Можно лишь констатировать, что эта полемика не носит сегодня массовых и открытых форм.

Наконец, наука всегда определяла свое отношение к философии, и здесь конфронтация обычно разрешалась в пользу философии. Следует отметить основные направления этого отношения:

· Наука дает эмпирический материал для философских обобщений,

· Наука выдвигает мировоззренческие проблемы перед философией,

· Наука обогащает категориальный аппарат философии.

В итоге можно отметить закономерность интеграции всех шести типов мировоззрения, как в системе личности, так и в системе общества. Такова история.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...