Генезис науки
Страница 1

Любое историческое образование имеет начало. Наука – это историческое образование человеческого общества. Имеется в виду наука как синкретическое, целостное социальное явление, т.е. не физика или математика, не химия или электроника.

В самом общем виде науку можно рассматривать как вид познавательной деятельности. Является ли наука единственным видом познавательной деятельности? Конечно, нет, ибо исторически существуют и другие виды познания объективного мира: искусство, философия, религия, обыденное сознание, мифология и пр.

Следовательно, если науку отождествлять с познавательной деятельностью вообще, то и истоки ее надо искать в начале человеческой истории.

Человек как разумное существо не мог существовать, действовать, развиваться без познания окружающего мира и самого себя.

Практические потребности, прежде всего, детерминировали развитие познавательных способностей человека от описательно – эмпирических до объяснительно – теоретических. На первых этапах человеческого общества именно в этих границах и формировалась научная деятельность, наука. Отсюда и ее типичное определение как генератора (производителя) знаний. Оценка еще не входила в ее функцию. От познания ждали, прежде всего, методов к практическому действию. Понятно, что сами практические действия тоже не входили в задачу и функции науки.

Исторически можно констатировать становление двух функций познавательной деятельности, которые определили формирование науки: познавательная и методологическая. В дальнейшем общество предъявляет к науке требования не только познавать реальность и формировать методы деятельностного к ней отношения, но и требования оценки объектов с позиции различных (нравственных, политических, правовых, экономических и пр.) критериев. В работах Канта и Гегеля и их учеников уже выстраивается концепция аксиологической (оценочной) функции науки. А.К. Маркс не только в 11- м тезисе о Фейербахе (философы до сих пор лишь объясняли мир, в то время как дело заключается в его изменении), не только в концепции «обмирщения» философии, но и в «Капитале» обосновывает необходимость праксиологической функции науки: «превращение науки в непосредственную производительную силу общества», «техника – это освещенная сила знания».

Таким образом, можно говорить, что исторически наука обретает еще две функции: аксиологическую и праксиологическую.

Понятно, что наука вырастает на базисе познавательной деятельности, но эту деятельность осуществляет не только она. Прежде всего, в системе познавательной деятельности исторически вызревают ее верхние этажи: рациональные, логические, теоретические, абстрактно – концептуальные. Иначе говоря, наука стремилась и стремится до сих пор преодолеть чисто эмпирический, описательный, информативный, чувственно – эмоциональный уровень знаний об объекте. Она стремится на основе эмпирических знаний сформулировать законы данного объекта, внутреннюю логику его бытия, сущностные основы предмета. А сделать это можно лишь на основе возвышения от эмпирического к теоретическому, от чувственно данного к рационально – логическому моделированию свойств, процессов, отношений объекта. Это и представлено в теории.

Историческое движение науки как формы ее самоопределения представлено в двух аспектах:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...