Понятие времени в философии науки конца XIX – начала XX вв. Эрнст Мах и Анри Пуанкаре
Материалы / Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / Понятие времени в философии науки конца XIX – начала XX вв. Эрнст Мах и Анри Пуанкаре

Как Мах, так и Пуанкаре выступили с критикой ньютоновского учения об абсолютном пространстве и абсолютном времени. В основе маховской критики Ньютона в вопросе о природе

времени и пространства лежит стремление вывести эти понятия из непосредственных чувственных переживаний - из ощущений. «Мы непосредственно ощущаем время или положение во времени, так же как непосредственно ощущаем пространство или положение в пространстве. Без ощущения времени не было бы хронометрии, как без ощущения пространства не было бы геометрии. Существование своеобразных физиологических процессов, лежащих в основе ощущений времени, представляется весьма вероятным в виду того обстоятельства, что мы узнаем одинаковость ритма, формы времени во временных отношениях самых разных качеств, которые кроме ритма не имеют ничего сходного».

Таким образом, именно физиология нашего организма является, согласно Маху, исходной основой ощущения времени.

Пуанкаре, так же как и Мах, продолжает традиции эмпиризма и сенсуализма, внося, впрочем, ряд существенных дополнений.

По убеждению Пуанкаре, физика ХХ века должна строиться на следующих представлениях: «1) Абсолютного пространства не существует; мы познаем только относительные движения . 2) Не существует абсолютного времени; утверждение, что два промежутка времени равны, само по себе не имеет смысла и можно принять его только условно. 3) Мы не способны к непосредственному восприятию не только равенства двух промежутков времени, но даже простого факта одновременности двух событий, происходящих в различных местах . 4) Наконец, наша евклидова геометрия есть лишь род условного языка; мы могли бы изложить факты механики, относя их к неевклидову пространству, которое было бы основой, менее удобной, но столь же законной, как и наше обычное пространство . ».

Пуанкаре в работе «Последние мысли» доказывает тезис о том, что понятие одновременности является результатом условного соглашения: объектом науки может быть только то, что измеримо, а измеримое время по существу своему относительно. Отсюда вытекает весьма важный вывод: время и пространство по своему существу инструментально; это содержание определяется свойством измерительных инструментов. Свойства времени – это только свойства часов.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...