Специфика философского понимания человека. понятия: «человек», «индивид»,
«индивидуальность», «личность»Материалы / Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, истины и науки. Антропосоциогенез / Специфика философского понимания человека. понятия: «человек», «индивид»,
«индивидуальность», «личность»
В философии нет единого решения о месте ч-а.
Субъкт. ид-м:место чел-ка опр-ся рамками внутри мира чел-ка, отрвавшегося от объект основ бытия. Жизнь – произведение упорядоч. комплексов ощущений. Общего, упорядоченного идеала быть не может. Поведение в об-ве опр-ся общ. нормами (конвенционализм)
Объект. ид-м рассматривает ч-а как главное творение бога. Направления:
-волюнтаризм: основа чел.жизни – иррациональное устремление воли
-панлогизм (Гегель): в общ.жизни реализуются замыслы мирового духа. Ч-к – ср-во воплощения этой идеи
-религ.антропологизм ведет назначение ч-ка в свободное совершенство мира на путях приближения к идеалу, замысленному самим богом
Мат-м: назначения чел-ка из примата реальности.
направления:-натурализм – не видит соц.специфики чел-ка. Жизнь полность обеспечена биол. законами
-социологизм – полностью игнорируется природа человека – только ф-я общ. жизни
-антропол.мат-м видит сущность чел-ка в его естестве, отсутствует истор. взгляд на ч-ка
Дуализм: двойственность человека: параллельное сущ-е в мире природы (матер сущ-е) и свободы (ид. сущ-е). Направления:
-натур.дуализм – чел-к сост из ряда уровней, обесп. его сущ-е в разл. мирах
-соц.дуализм(фрейд) – чел-к от природы порочен,
-спиритуализм указ-ет, что природа чел-ка регулируется ид. началом (высший божественный источник).Душа – ид.регулятор
Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Ч. - совокупность всех обществ. отношений.
Индивид (от лат. individuum - неделимое) - единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека; обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд.
человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования; неповторимое своеобразие какого-л. явления, отд. существа,
человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному общему,
присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств
Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий:
- человеческого индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений (лицо, в широком смысле слова)
- динамическую, целостную и устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в его сознании и деятельности.
Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...