Проб-а кр-ия истины в ист-и фил-и. прак-а и ее роль в процессе познания

Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Фома утверждает, что высказывание "Бог существует", с одной стороны является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существование за что-то очевидное.

"Каждая вещь, - утверждает Фома, - постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом .»»

Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального.

В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

В новоевропейской философии принят критерий истины, при котором истина объявлялась вечной и общезначимой. Истинное знание ( уже потому, что оно истинно ) никак не связано со временем и местом его возникновения и не зависит от возможностей его практического осуществления. Истина, по определению, едина, тогда как история многообразна.

Критерий истинности – человеческое сообщество. Достоверность – во всеобщности впечатлений. (Фейербах)

В качестве критерия истины всегда выступает практика, которая не только проверяет действие истины, но и прогрессирует, подходит к идеалу, к абсолютной истине. Люди посредством практики изменяют вещи, по мере продвижения к истине. Практика зависит от знаний – с появлением новых и устареванием старых изменяется и практика. Практика всегда носит продуманный, осознанный характер. Практика является движущей силой познания. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к познанию она играет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал.

Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. В-третьих, она служит мерилом, критерием истинности результатов.

Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента.

В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве.

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...