Понятие истины. истина и заблуждение. основные хар-ки истины

Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый, прежде всего, и использует категории истины и заблуждения.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта (тот, кто познает) и объекта (то, что познается). В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания.

Истина и действительность - совершенно разные вещи. Действительность существует независимо от познающего субъекта.

В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами. Истина появляется в результате познания людьми этой реальности.

Истина - это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна. Источником познания является объект, и оно - отражение его. Под объективной истиной понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и не зависит ни от человека, ни от человечества. Но истина не существует без человека и человечества. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.

Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин.

Абсолютная истина - знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат.

Относительная истина - знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту, т.е. это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности.

Об относительной истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинное знание. В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...