Понятие цивилизации. цивилизационный подход к анализу истор. процессаМатериалы / Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, истины и науки. Антропосоциогенез / Понятие цивилизации. цивилизационный подход к анализу истор. процесса
Три подхода к истории общества:
Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.
Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности.
Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.
Цивилизация (термин просветителей)-высокий разумный уровень развития общества. Цивилизация=культура (сообщество воспитанных и образованных людей, гражданские законы, моральные правила, жизнь зависит от общества, религиозное благочестие).
Цивилизация – религия (Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская, Дальневосточная. Африка
Цивилизация – программа развития общества с целями, закрепленная в социальных институтах, материальном совершенстве. Цивилизация есть овеществление культуры, совокупность инструментов для развития общества.
Шпенглер – цивилизация – закат культуры. Духовная деятельность омертвляется и подавляется техническими альтернативами.
Энгельс: Цивилизация – историческая ступень развития. Цивилизации в этом контексте предшествуют дикость и варварство.
Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностей и условий.
более Гибкий способ, чем формационный.
Цивилизационный метод не знает жестких детерминаций. Цивилизация – это движение, а не состояние. Отсутствует необходимость в навязывании формы цивилизации.
Технический прогресс не рассматривается как общественная ценность. Общ ценность – мораль поколений, предки, община, традиция.
В рез-те отнош.людей к предметам труда, между собой складываются технологические отношения.
Индивид – всего лишь член сообщества, не самостоятельная единица. Нет индивидуального выбора места жительства, карьерного пути.
Подходы:
-локальн-истор;
-истор.-стадиальн
-всем-истор
Каждый подход – своя классификация цивилизаций
Выделение в понятии ц. техн.-технол. базиса как опред. компонента позв-ет пок-ть существ. черты цив:
-цив. хар-ет соц.организации об-ва
-ц – соц организация об-ва со всеобщ связью индивидов и базисн. соц.образований
-цель ц – воспр-вои приумножение общ.пр-ва
Достоинства цив.подхода:
-позв. выделить конкр истор формы общ хоз-ва и понять их роль в разв. об-ва
-позв понять хар-е черты и тенденции развития разл соц и этн об-в
-позв обогаить предстваления о соц-псих облике конкр об-ва
-позв наращивать интеграц процессы в об-ве
Смотрите также
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...