Понятие и ст-ра общ. формации. формац подход к анализу истор. процесса
Материалы / Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, истины и науки. Антропосоциогенез / Понятие и ст-ра общ. формации. формац подход к анализу истор. процесса

Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности.

Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Формация фиксирует тип об-ва, то общее и сущ-ое, что присуще разным странам и народам с одинаковым уровнем развития. Наиболее существенными эл-ми в формации явл.:

-способ пр-ва;

-базис и надстройка

Кроме того

-формы соц. общности

Основа каждой формации - ПС, т.к. они – начальный момент становления соц.организма. Их саморазвитие обусловлено всеми изменениями, кот. происх. с его структ.составляющими. Целостность об-ва, своебр. связей, черт, его структ. Эл-ов опред. ступень его разв.

С-ма ПО – эк.базис об-ва. Процесс смены Сарой сис-мы ПО новой ведет к переходу от одной формации к другой. Это связано с тем, что именно сис-ма этих отношений, т.е.эк. базис придает формации х-р конкр истор типа об-ва. Основу членения истор.процесса можно видеть и в господств. форме ПО, кот.находит свое отражение в опред. форме собств. В рез-те истории чел-во предстаетв виде 3 формаций, каждая их которых имеет опред форму собственности: общинная, частная, общественная.

Не каждый народ проходит через все формации. В ист. челов-а смена формации ведет к более развитому типу общ-ва. Однако прогресс челов-а состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценностей цивилизации на каждом витке прогресса

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом плане).

Достоинства формац подхода:

-позв раскрыть диалкт общ жизн, выражающуюся в закономерностях истор. процесса

-позв выявить эти закономерности

- охарактеризовать ступени этого процесса в виде смены формаций

- выявить соц-эк сущность той или иной страны или народа

- выявить специфику этапа развития

- подойти к пониманию многообразию чел.истории

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических обобенностей и условий.

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...