Человек как личность
Страница 2

эгоизм, наклонность к алкоголизму и

некоторым психическим заболеваниям. Исследования интеллектуальных способностей позволяют полагать, что наследственность на 60-80% определяет уровень интеллекта.

Несомненно, люди уже при рождении не равны по своим прирожденным свойствам и возможностям. Степень этого неравенства различна, но оно есть объективный факт. Природа делает нас неравными, и никакое социальное, правовое или политическое равенство не может этого устранить (что, однако, никоим образом не должно служить поводом для отказа от демократического принципа гражданского равенства всех членов общества).

Указывая на генетическую обусловленность психических свойств личности, иногда делают вывод о том, что каждому «на роду написано», кем он должен быть: одним от рождения дан талант, обеспечивающий их жизненные успехи, другие же от рождения обречены стать посредственностями, а третьих ген врожденной преступности неудержимо толкает на асоциальное поведение.

Однако от генов зависят только свойства белков, которые синтезируются в клетках мозга. Это действительно определяет какие-то особенности строения и

функционирования мозга. Но подобные генетически обусловленные особенности являются лишь предпосылками для формирования тех или иных психических качеств и форм поведения. Наличие таких предпосылок повышает вероятность

того, что эти качества и формы станут характерными для данной личности. Однако фатальной неизбежности тут нет:

врожденная предрасположенность к ним совсем не обязательно должна вести к реализации их в жизни.

Академик Д. К. Беляев, видный современный ученый-генетик, отмечает: «Практически все свойства психики И поведения нормальных, то есть здоровых, людей очень лабильны и тренируемы, так что под влиянием условий воспитания и социального окружения на одной и той же наследственной основе эти свойства могут достигнуть разного уровня развития и в количественном, и в качественном выражении. Громадная пластичность мозга, тренируемость и обучаемость исключает фатальное значение генетической программы, и поэтому нельзя понимать дело так, что наличие тех или иных врожденных потенций жестко и с фатальной неизбежностью определяет качества самого человека».

Психические черты и способности человека развиваются на основе природных, врожденных задатков,

связанных с какими-то врожденными особенностями мозга. Возможности, созданные наличием задатков, в зависимости от обстоятельств могут реализоваться, а могут остаться нереализованными. Задатки многозначны: какие именно способности (и к какой деятельности) из них вырастут — этого они не предопределяют.

Способности к определенному виду деятельности могут проявиться у личности только тогда, когда этот вид деятельности в принципе возможен в обществе.

В первобытных скотоводческих племенах никто не мог проявить способностей финансиста или бизнесмена. Пока не появилась письменность, не существовало и способностей к литературному труду.

Таким образом, прирожденные психические задатки, имеющиеся у индивидов, в разных социокультурных условиях реализуются по-разному, в зависимости от того, какие формы поведения доступны для них в этих условиях. Способности в отличие от задатков не являются врожденными — они формируются благодаря тому, что создаются благоприятные условия для деятельности, совершенствующей природные задатки. Как и другие свойства личности, способности не только проявляются, но и вырабатываются в деятельности.

Средством их развития и

совершенствования служит постоянное и упорное упражнение, само осуществление личностью той деятельности, для которой они нужны.

Родословные знаменитых деятелей науки и искусства свидетельствуют, что у них нередко было много талантливых родственников; это подтверждает существование передающихся генетически задатков. Так, установлено, что прабабушки Пушкина и Л. Толстого были родными сестрами. Пять крупнейших деятелей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, физик Планк — имели общего предка, жившего в XV в.

В родословной Иоганна Себастьяна Баха насчитывается около 60 музыкантов, в том числе 26 выдающихся. Все они потомки жившего в XVI в. булочника и любителя музыки Баха, от которого музыкальные задатки передавались исключительно по мужской линии на протяжении чуть ли не десятка поколений. Род этот получил такую славу, что в Германии одно время городских музыкантов вообще стали звать «бахами».

Известны целые династии артистов, художников, ученых, врачей, моряков, сталеваров. Однако во всех подобных случаях дети не только получают от родителей определенные задатки, но и воспитываются в среде, которая содействует развитию этих задатков. Можно сказать, что здесь действует не только биологическая, но и социально-культурная наследственность.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...