Биологическое и социальное в человекеМатериалы / Человек – существо социальное / Биологическое и социальное в человекеСтраница 1
Процесс антропогенеза подчинялся законам биологической эволюции. Ее азбучное правило: в эволюции возникают и
передаются из поколение в поколение только те свойства организмов, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида. Или, иначе говоря, сохраняются только те гены, которые нужны для репликации (воспроизведения) самих этих генов. В силу этого эволюция развивала у Homo sapiens такие особенности тела и психики, которые соответствовали реальным условиям жизни. Происходил естественный отбор,
ведущий к развитию прямохождения, строения руки и т. д. И что особенно важно, — к совершенствованию мозга.
Вместо того чтобы обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счет интеллекта.
Кроманьонский род (или семья) — группа, обитающая в одной пещере, — составлял 20-30 человек, среди которых было 5-7 взрослых мужчин. Судьба рода в значительной мере зависела от ума и других психических качеств вождя. А так как он являлся отцом большинства детей (как и в обезьяньем стаде), то его гены были главным материалом естественного отбора. Естественный отбор в этих условиях шел в форме группового отбора («кин-селекции»), т. е. через выживание или гибель целых групп (родов, семей). Роды с плохими вождями гибли, и гены их исключались из дальнейшего отбора. Если же род размножался, то гены его вождей репродуцировались в последующих поколениях. Преимущество получали не столько более сильные, сколько более умные. Поэтому все мы — «потомки победителей», наиболее умных и удачливых вождей. Если наши предки выжили благодаря своему интеллектуальному превосходству над теми, кто пал жертвой эволюции, то мы могли унаследовать от них и мозги, нужные для развития интеллектуальных способностей.
В то же время условием выживания рода было сохранение генетического разнообразия, обеспечивающего возможность вариаций уровня интеллектуальности, агрессивности, альтруизма, смелости, осторожности и других социально значимых психических качеств. Например, род, в котором все члены обладали бы сильным властолюбием, был бы обречен на конфликты, распад и гибель. А если в нем не было бы властолюбивых, то он погиб бы из-за слабости вождя. Выживанию рода способствовали высокое властолюбие у немногих и способность большинства к подчинению. Таким образом, кий-селекция поддерживала оптимальное соотношение различных генов внутри рода.
Однако при переходе от охоты и собирательства к животноводству и земледелию, от пещерного образа жизни к строительству жилищ и больших поселений размеры родовых и племенных групп возрастают. Люди начинают жить большими сообществами. В таких сообществах вождь уже физически не может быть отцом большинства детей. Да и личные качества его перестают напрямую определять выживаемость сообщества (даже при военном поражении побежденные редко истреблялись целиком, а обычно смешивались с победителями). В этих условиях групповой отбор прекращается. Вместе с тем вряд ли идет естественный отбор по интеллекту и на индивидуальном уровне. Ибо более высокий интеллект не создает преимуществ для размножения генов его носителей. Это касается и других свойств психики (хотя и не всех: например, забота о потомстве всегда поддерживается эволюционным отбором).
Следовательно, возникновение цивилизации, городов и государств резко снижает интенсивность естественного отбора генетических изменений мозга и психики, обеспечивающих рост интеллекта людей и оптимизирующих уровень развития у них многих других личных качеств. Поэтому есть основания полагать, что мы сегодня в этом отношении практически мало отличаемся от кроманьонцев, какими они были 10-12 тыс. лет назад.
Означает ли это, что биологическая эволюция человека полностью остановилась? Этот вопрос остается предметом дискуссии. Но многие ученые склоняются к мнению, что она все же продолжается.
К размышлению.
Какие факторы могут порождать биологическую эволюцию человека в настоящее время? Генные мутации, несомненно, возникают. Однако механизм естественного отбора, отбрасывающий неудачные и закрепляющий удачные мутации, практически утрачивает силу с повышением уровня жизни и возможностей медицины, увеличением заботы о детях, развитием гуманного отношения ко всем членам общества, к людям с физическими недостатками. Поэтому не создаются условия для направленного отбора мутаций. Тем не менее отбор все же продолжает играть значительную роль на эмбриональной стадии (выкидыши, неудачные роды и т. п.). К тому же сохранение и передача потомству мутированных генов все-таки как-то сказывается на генофонде человечества. На изменение его генофонда могут также влиять такие общественные явления, как войны, геноцид, расизм, терроризм, кровавые деспотические режимы, наркомания: они ведут к уменьшению распространенности и даже уничтожению одних генов и относительному росту распространенности других. Высказывается предположение, что происходят и постепенные структурно-функциональные изменения человеческого мозга, которые могут привести за 30-40 поколений (т. е. примерно за 1000 лет) к появлению каких-то новых психических способностей. В последнее время все большее внимание привлекает генная инженерия, методы которой в принципе позволяют целенаправленно изменять генетическую наследственность человека. Что же несет человечеству будущее?
Смотрите также
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...