Биологическое и социальное в человеке
Материалы / Человек – существо социальное / Биологическое и социальное в человеке
Страница 1

Процесс антропогенеза подчинялся законам биологической эволюции. Ее азбучное правило: в эволюции возникают и

передаются из поколение в поколение только те свойства организмов, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида. Или, иначе говоря, сохраняются только те гены, которые нужны для репликации (воспроизведения) самих этих генов. В силу этого эволюция развивала у Homo sapiens такие особенности тела и психики, которые соответствовали реальным условиям жизни. Происходил естественный отбор,

ведущий к развитию прямохождения, строения руки и т. д. И что особенно важно, — к совершенствованию мозга.

Вместо того чтобы обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счет интеллекта.

Кроманьонский род (или семья) — группа, обитающая в одной пещере, — составлял 20-30 человек, среди которых было 5-7 взрослых мужчин. Судьба рода в значительной мере зависела от ума и других психических качеств вождя. А так как он являлся отцом большинства детей (как и в обезьяньем стаде), то его гены были главным материалом естественного отбора. Естественный отбор в этих условиях шел в форме группового отбора («кин-селекции»), т. е. через выживание или гибель целых групп (родов, семей). Роды с плохими вождями гибли, и гены их исключались из дальнейшего отбора. Если же род размножался, то гены его вождей репродуцировались в последующих поколениях. Преимущество получали не столько более сильные, сколько более умные. Поэтому все мы — «потомки победителей», наиболее умных и удачливых вождей. Если наши предки выжили благодаря своему интеллектуальному превосходству над теми, кто пал жертвой эволюции, то мы могли унаследовать от них и мозги, нужные для развития интеллектуальных способностей.

В то же время условием выживания рода было сохранение генетического разнообразия, обеспечивающего возможность вариаций уровня интеллектуальности, агрессивности, альтруизма, смелости, осторожности и других социально значимых психических качеств. Например, род, в котором все члены обладали бы сильным властолюбием, был бы обречен на конфликты, распад и гибель. А если в нем не было бы властолюбивых, то он погиб бы из-за слабости вождя. Выживанию рода способствовали высокое властолюбие у немногих и способность большинства к подчинению. Таким образом, кий-селекция поддерживала оптимальное соотношение различных генов внутри рода.

Однако при переходе от охоты и собирательства к животноводству и земледелию, от пещерного образа жизни к строительству жилищ и больших поселений размеры родовых и племенных групп возрастают. Люди начинают жить большими сообществами. В таких сообществах вождь уже физически не может быть отцом большинства детей. Да и личные качества его перестают напрямую определять выживаемость сообщества (даже при военном поражении побежденные редко истреблялись целиком, а обычно смешивались с победителями). В этих условиях групповой отбор прекращается. Вместе с тем вряд ли идет естественный отбор по интеллекту и на индивидуальном уровне. Ибо более высокий интеллект не создает преимуществ для размножения генов его носителей. Это касается и других свойств психики (хотя и не всех: например, забота о потомстве всегда поддерживается эволюционным отбором).

Следовательно, возникновение цивилизации, городов и государств резко снижает интенсивность естественного отбора генетических изменений мозга и психики, обеспечивающих рост интеллекта людей и оптимизирующих уровень развития у них многих других личных качеств. Поэтому есть основания полагать, что мы сегодня в этом отношении практически мало отличаемся от кроманьонцев, какими они были 10-12 тыс. лет назад.

Означает ли это, что биологическая эволюция человека полностью остановилась? Этот вопрос остается предметом дискуссии. Но многие ученые склоняются к мнению, что она все же продолжается.

К размышлению.

Какие факторы могут порождать биологическую эволюцию человека в настоящее время? Генные мутации, несомненно, возникают. Однако механизм естественного отбора, отбрасывающий неудачные и закрепляющий удачные мутации, практически утрачивает силу с повышением уровня жизни и возможностей медицины, увеличением заботы о детях, развитием гуманного отношения ко всем членам общества, к людям с физическими недостатками. Поэтому не создаются условия для направленного отбора мутаций. Тем не менее отбор все же продолжает играть значительную роль на эмбриональной стадии (выкидыши, неудачные роды и т. п.). К тому же сохранение и передача потомству мутированных генов все-таки как-то сказывается на генофонде человечества. На изменение его генофонда могут также влиять такие общественные явления, как войны, геноцид, расизм, терроризм, кровавые деспотические режимы, наркомания: они ведут к уменьшению распространенности и даже уничтожению одних генов и относительному росту распространенности других. Высказывается предположение, что происходят и постепенные структурно-функциональные изменения человеческого мозга, которые могут привести за 30-40 поколений (т. е. примерно за 1000 лет) к появлению каких-то новых психических способностей. В последнее время все большее внимание привлекает генная инженерия, методы которой в принципе позволяют целенаправленно изменять генетическую наследственность человека. Что же несет человечеству будущее?

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...