Роль труда в антропогенезе
Материалы / Человек – существо социальное / Роль труда в антропогенезе
Страница 1

В процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и

действие генетических механизмов эволюции (пока еще не очень ясных), которые обусловили цефализацию

— рост головного мозга. Чтобы выжить, наши предки должны были вырабатывать более совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые, более сложные способы поиска пищи и

защиты от врагов. Главным фактором, который обеспечил решение задач выживания в этих условиях, стала трудовая деятельность.

Она позволила совершить переход к принципиально новому образу жизни и вывела гоминид из мира животных. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание. Благодаря ему человек стал человеком.

Чтобы понять, почему труд сыграл столь важную роль в становлении человека, необходимо обратить внимание на особенности, отличающие его от всех форм жизнедеятельности животных:

систематическое употребление и изготовление орудий деятельности;

коллективный характер деятельности;

общественное разделение деятельности.

Предпосылки для развития способности к труду появляются уже в мире животных.

Некоторые животные способны совершать орудийные действия. Дятловый вьюрок на Галапагосских островах добывает из щелей дерева насекомых с помощью кактусовой колючки или веточки, которую держит в клюве. Египетский стервятник разбивает яйца страуса, бросая на них с высоты камень. А морская выдра калан, чтобы полакомиться мясом

моллюска, ложится спиной на воду и разбивает его раковину ударом о камень, который кладет себе на грудь. Ветки, палки, камни нередко используются для различных целей обезьянами. Многие животные прибегают к совместным, коллективным действиям (например, бобры при постройке плотины, волки при охоте на оленя). Известно, что у животных (пчел, муравьев) существует и

разделение деятельности.

Однако применение орудий животными имеет случайный, несистематический характер, а изготовление их встречается только у обезьян, да и у них в естественном состоянии очень редко. Что же касается коллективной деятельности животных, то она, как правило, является мало согласованной и состоит в простом суммировании однотипных действий отдельных особей, а разделение деятельности целиком определяется биологическими особенностями ее участников. В отличие от этого коллективная деятельность людей строится на основе взаимного согласования действий и обмена продуктами деятельности; разделение ее не является обусловленным генетически и меняется в зависимости от конкретных обстоятельств.

Пользоваться деревянными и каменными орудиями, а затем и изготовлять их древнейшие предки человека начали, видимо, задолго до появления у них сколько-нибудь развитого сознания. Делать из камня орудия труда, оббивая его другим камнем, сооружать коллективными усилиями каменные убежища умел уже Homo habilis (отсюда его название: habilis — значит «умелый»). Но мозг его был лишь немногим больше, чем у орангутанга, и вдвое меньше мозга современного человека. Говорить о наличии у него сознания не приходится. Таким образом, ранние формы труда предшествуют становлению сознания. Оно развивается по мере совершенствования трудовой деятельности гоминид и становится подлинно человеческим лишь у Homo sapiens.

Почему же труд является основой формирования и развития человеческого сознания? В труде — например, при изготовлении орудий — необходимо в течение более или менее долгого времени удерживать в памяти цель деятельности и управлять процессом движения к ней. Но в этом и состоят функции сознания как средства управления деятельностью. Общественное разделение труда еще более способствовало развитию самоуправления и самоконтроля поведения первобытных людей: каждый из них должен был приводить свои желания и побуждения в соответствие с потребностями всего коллектива. Первобытный человек осознавал себя прежде всего как частицу целого, в составе которого он живет, — стада, рода, племени. Сознание его первоначально имело стадный характер и лишь постепенно становилось индивидуальным сознанием, включающим в себя и индивидуальное самосознание.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...