Одной из основных проблем схоластики Средних веков стал вопрос об универсалиях (номинализм, концептуализм, реализм). Поясните, каким образом решался данный «спор» и, самое главное, почему, казалось б
Материалы / Исторические типы философствования (Античность, Средние века, Возрождение) / Одной из основных проблем схоластики Средних веков стал вопрос об универсалиях (номинализм, концептуализм, реализм). Поясните, каким образом решался данный «спор» и, самое главное, почему, казалось б

Схоластика – это средневековая латинская теологическая философия Средневековья, которая разрабатывалась и преподавалась в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах Западной Европы. Схоластическая философия представляет собой общеевропейскую, наднациональную науку, объединенную христианским мировоззрением и общим языком тогдашней науки и образования – латынью. Как правило, философы - схоласты были докторами теологии. В широком смысле к схоластике, помимо западной, относят также восточную (православную, грекоязычную) философию, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин.

Философская схоластика становится уже не просто знанием, а средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем становится одной из характерных черт схоластики. Если вера станет слишком неземной – она выдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится в мистику. Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. К Богу и пониманию ценностей можно придти и путём разума. Более того, разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. Истина, безусловно, одна – это Христос и его учение. Поскольку христианская вера истинная, то всё, что мы познаём в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Проблема универсалий представляется как вопрос о том, являются ли роды и виды субстанциями, или просто концептами, и существуют ли они отдельно от вещей, внутри них или связаны с ними. Концептуалистической теории придерживался П. Абеляр.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...