Сократ
Страница 1

Родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Открывает новый этап в философии – антропологический. Выступает как оппонент софистов. Не явл. ничем приемником, создает свою концепцию. Принципиально ничего не писал, работал в жанре беседы и диалога. О Сократе мы узнаем от Платона – самого одаренного ученика Сократа. Но все идеек. как многие свои, так и прешпешников он приписывает Сократу, поэтому сложно понять где исторический Сократ, а где его ученики.

Исторические сочинения: Воспоминаяния о Сократе, Пир, Домострой, Апология, Даймонион", и т.д. Сократ сконцентрировался на проблематике человека, но углубив проблематику, на человеке познающем. Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?" Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под "душой" Сократ понимает разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. В особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является телец. То, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". "Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя". Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это - знание и познание, в то время как порок - лишенность знаний, а значит, невежество. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота,), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание".1)Добродетель есть всегда знание, порок - это всегда невежество. 2) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Эти два положения получили название "сократовского интеллектуализма", который сводит моральное благо к факту сознания. Наиболее замечательным проявлением превосходства разума. Сократ называет "самообладание"т.е. в любых состояниях человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях. Это господство рациональности и есть свобода. Истинно свободный человек есть тот, кто знает, как управлять своими инстинктами. Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. "По мне, - говорит Сократ, - лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда". по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла, "ни в жизни, ни в смерти". В жизни потому, что другие могут нанести вред его телу, но никто не может разрушить внутреннюю гармонию его души. Бог Сократа - это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и Провидение. По целям метод Сократа фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический. Диалектика Сократа совпадает с диалогом, который состоит из двух существенных моментов: "опровержения" и "майевтики" (знанеи. кот. нельзя научить). Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску "незнания" и иронию. К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония, а точнее "симуляция". Т.е. игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. После Сократа возникают сократические школы: Киники(циники) кинос - сова– Диагени Симонский, Антисфен, киренаики (Аристипп, г. Кирена). мигарики (Евклид, г Мегаре).
Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...