Атомисты
Страница 1

Левкипп и Демкрит. Левкипп, родом из Милета, прибыл в Италию, в Элею около середины V в. до н.э., откуда проследовал в Абдеры, где основал школу, ставшую особенно известной при Демокрите, уроженце Абдер. Демокрит был немного моложе своего учителя, родился около 460г.дон.э. Ему приписывается множество сочинений, но в корпус текстов вошли и сочинения учеников его школы. Демокрит провел много лет в путешествиях, приобщаясь к разнообразным культурам. Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада.

Но ими вводится решительно новое понятие, речь идет о "бесконечном числе тел невидимых по причине их малости". Эти тела неделимы, и потому они - "атомы", т.е. по-гречески то, что не делится. В определенном смысле эти атомы, невозникающие, неразрушимые, неизменные. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте, различимы же между собой лишь по форме, или геометрической фигуре, а в качестве таковых поддерживают тождественность бытия в себе и для себя. Атомы отличимы один от другого не только фигурой, но порядком и расположением, и в этом смысле они бесконечно варьируемы. Атом чувственно не воспринимаем, а постигаем умом. Атом есть форма умопостигаемая, зримая для интеллекта. атом, мыслимый как полнота бытия, предполагает и пустоту (а значит, небытие). Без пустоты атомы-формы были бы лишены различий и движений. Так атом, пустота и движение объясняют все остальное. Понимание истины дают атомы, различия между которыми обусловлены геометрико-механическими детерминациями и пустотой; явления и их различия проистекают из столкновений атомов меж собой и их воздействия на наши чувства. Три формы движения в первоначальном атомизме, а)Движение должно было быть хаотическим, б)движение вихреобразное, побуждающее похожие атомы соединяться, а отличные разъединяться, в результате чего рождается мир. в) движение атомов, образующих испарения вещей (сложенных из атомов), типичный пример которых - запахи. Очевидно, коль скоро атомы бесконечны, что бесконечны также и миры, из них образованные, отличные один от другого, в то же время они идентичны, ибо из бесконечно возможных комбинаций осуществлена лишь одна. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, и это происходит циклообразно, бесконечно. Атомисты вошли в историю философии и благодаря понятию "случая", на котором, по их мнению, стоит мир. они не находили причины умопостигаемой, причины финальной. Познание объясняется как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Демокрит известен своими блестящими моральными сентенциями, которые, впрочем, проистекают не столько из его онтологических принципов, сколько из греческой мудрости вообще. Центральная идея его этики в том, что "душа - лежбище судьбы", жребий которой - пустить корни счастья или несчастья. Она не зависит от внешних вещей или от тела и его благ.

Софисты

"Софист" - означающий "мудрый", искушенный, эксперт знания. софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е.культуры. Именно поэтому с точностью можно утверждать, что софисты - зачинатели гуманистического периода в античной философии. софисты, помимо поиска знания как такового, преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников (чего не было у первых философов физиса). Они провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Понятно поэтому, что для софистов исследование истины было равнозначно ее распространению. софисты взимали плату за преподавание. Представители: Протагор и Георгий. Протагор, родился в Абдерах между 491-481 гг. и умерший в конце V в. до н.э. Базовое положение Протагора: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами - факты и опыт в целом. Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий - это только человек, индивидуум .Этот принцип человека-меры углубляется в сочинении "Антилогии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что возможно приводить доказательства и последовательно их аннулировать. по Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное. Горгий родился в Леонтинах, на Сицилии около 485-480 гг. до н.э. и прожил более века, Путешествуя по всей Греции, он снискал широкое признание. Его известное философское сочинение "О природе, или о небытии". Не существует бытия, т.е. существует. Бытие "ни единое, ни многое, ни несотворенное, ни сотворенное", то стало быть, оно ничто. Но даже предположив, что бытие существует, его невозможно было бы познать. Если же бытие мыслимо, мы не можем не признать, что оно невыразимо. Горгий, из первых представителей этики ситуаций. Обязанности зависят от момента, эпохи, социальной характеристики; один и тот же поступок и хорош, и плох, в зависимости от того, к чему он относится. Горгий обнаруживает слово как носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Горгий был первым философом, который искал теоретический смысл эстетической ценности слова и сущностью поэзии. Искусство, как и риторика, есть движение чувств, но в отличие от риторики, оно вне практических интересов. Гиппий. Антифонт.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...