Элейская школа: учение о бытие
Материалы / История развития философии / Элейская школа: учение о бытие

Парменид родился в Элее во второй половине VI в. и умер в середине V в. до н.э. В Элее он основал свою школу, которой было суждено оказать значительное влияние на греческую мысль. К философии приобщился не без помощи пифагорейца Аминия. Был активным политиком, давшим законы своему городу. От его поэмы "О природе" дошли до нас пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй. Парменид выступает радикальным новатором, в определенном смысле, революционным мыслителем. Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, скорее всего Справедливости. К нему богиня указывает три пути: 1) путь абсолютной истины; 2) путь изменчивых мнений, ошибок и фальши; 3) путь мнений, достойных похвалы.

1) Наиважнейший принцип Парменида есть принцип истины ("незыблемое сердце истины, правильно округлой"): бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть. бытие есть чистая позитивность, небытие - чистая негативность, первое есть абсолютная противоположность второго. Все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе, как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чем не говорить. Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается, или во что бытие трансформируется. Парменидово бытие во всем равно; немыслимо "более бытия" или "менее бытия", ибо это сразу означает вторжение небытия. Единственная истина, , состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена.2) Путь правды есть путь разума (тропа дня), путь ошибок есть неизбежно данные чувств (тропа ночи). От чувств мы знаем о существовании рождения и смерти, становления и движения, именно их богиня советует Пармениду остерегаться. 3) Богиня также говорит о третьем пути, пути "приемлемых видимостей". Парменид, признает приличествующий некий тип рассуждения, который считается с феноменами и видимостями, не вступающими в противоречие с основным принципом. в мире, где элимировано небытие, нет места смерти, как форме небытия. Известно, что Парменид приписывал трупам чувствительность, например, восприимчивость к холоду, к молчанию и к элементам противоположным. ЗЕНОН. родился в Элее между концом VI и началом V в. до н.э. Защищает Парменида от нападок. Он впервые вводит и использует диалектический метод. Одним из его аргументов была Дихотомия. – движение не может быть закончено. «Ахилл", где показано, что Ахилл никогда не догонит черепаху, самую медлительную. "Стрела", показывает, что стрела, выпущенная из лука, вопреки мнению, что она движется, в действительности, покоится. скорость, понимаемая как принадлежность движения, не есть нечто объективное, но, скорее, относительное, а значит, относительно и необъективно само движение, существенным атрибутом которого является скорость. Его аргументы против множественности, понятия единое-многое, которые. Для существования множественности должно быть много единств, однако это ведет к непрерывным противоречиям.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...