Философия Древней Индии и КитаяМатериалы / История философии как науки / Философия Древней Индии и КитаяСтраница 2
Родоначальник даосизма Лао Цзы (старый учитель) явился старшим современником жившего в 6-5 в.в. до н.э. Конфуция - виднейшего китайского философа основателя конфуцианства. Эта философия организации жизни общества и человека, где этические проблемы несравненно важнее онтологических. Она пережила и тяжелые времена, однако, последние две тысячи лет она достигла почти обожествления и почитания Конфуция как первого мудреца. Воспитание человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В социальной этике конфуцианства индивид является существом не «для себя», а для общества.
И воспитание- это подведение человека к осуществлению им своей социальной функции.В отношении человека к природе, отношениях между людьми создается порядок жизни, где глубокое отношение связано и с внешним поведением, в том числе и этикетом. Добродетель становится содержанием такого порядка. «Если благородный муж (цзюнь дзы) точен, – говорит Конфуций, - и не растрачивает зря времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Точность, вежливость, человечность и справедливость – характерные черты благородного мужа. В жизни следует помогать другим достичь того, чего хотел бы достичь и сам, и не следует делать другим то, что не желаешь себе. Основа в конфуцианстве - уважение старших, взаимоотношения подчиненного и начальника, подданного и правителя строятся подобно отношениям младшего брата к старшему, сына к отцу. Таким путем (дао) идут образованные, обладающие нравственной силой (дэ), которые достойны осуществлять управление обществом. Наконец, важную роль играют в конфуцианстве ритуалы, то есть строго определенные и традиционно выверенные нормы поведения. Древнекитайским философам, смотревшим на мир как на поток была присуща стихийная диалектика. Как говорил Лао Цзы, одни вещи уходят, другие приходят, одни увядают, другие расцветают. Ван Гун писал о происходящей в природе борьбе противоположностей - жизни и смерти, разряжения и сгущения.
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...