Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
Материалы / Учение о пассионарности Л.Н. Гумелева / Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
Страница 1

Пассионарная теория этногенеза — гипотеза Льва Гумилева, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.

Этногенез (от греч. «этос» - «племя, народ» и «генезис» - «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых (ассимиляция - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)) им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Этнические системы.

Этнические системы являются одновременно:

· биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам (семейная стая львов или приматов) или муравейникам;

· формой приспособления людей к ландшафту;

· взаимно комплиментарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;

· группами людей со сходным стереотипом поведения;

· группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;

· устойчивыми эволюционирующими системами;

· иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

· языковыми;

· религиозными;

· культурными;

· юридическими;

хотя и могут ими быть.

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:

· суперэтнос: самая крупная этническая система; состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;

· этнос: этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;

· субэтнос;

· конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;

· консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.

Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого.

Этнические формы.

1) Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии.

2) Ксения - сочетание, при котором один этнос – «гость», вкрапление в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

3) Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

4) Этническая антисистема - системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...