Теория о пассионарности Л.Н. ГумилеваМатериалы / Учение о пассионарности Л.Н. Гумелева / Теория о пассионарности Л.Н. ГумилеваСтраница 1
Пассионарная теория этногенеза — гипотеза Льва Гумилева, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.
Этногенез (от греч. «этос» - «племя, народ» и «генезис» - «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых (ассимиляция - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)) им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.
Этнические системы.
Этнические системы являются одновременно:
· биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам (семейная стая львов или приматов) или муравейникам;
· формой приспособления людей к ландшафту;
· взаимно комплиментарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
· группами людей со сходным стереотипом поведения;
· группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
· устойчивыми эволюционирующими системами;
· иерархическими структурами.
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:
· языковыми;
· религиозными;
· культурными;
· юридическими;
хотя и могут ими быть.
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:
· суперэтнос: самая крупная этническая система; состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;
· этнос: этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;
· субэтнос;
· конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;
· консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.
Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого.
Этнические формы.
1) Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии.
2) Ксения - сочетание, при котором один этнос – «гость», вкрапление в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
3) Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.
4) Этническая антисистема - системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...