Абсолютный приоритет индивидуальности
Материалы / Философские взгляды И.А. Ильина / Абсолютный приоритет индивидуальности

Крупная теоретическая работа – «Идея личности в учении Штирнера» - оказалась посвященной философу, главной заслугой которого было провозглашение абсолютного приоритета индивидуальности. В своей статье Ильин утверждает позитивное значение штирнеровской концепции человека, подчеркивая новые черты в трактовке личности у Штирнера. Прежде всего, это упор на практический, экзистенциальный аспект в понимании личности. Затем – утверждение равной значимости каждого человека.

Большое значение придает Ильин еще одной характерной особенности штирнеровского учения – представлению об абсолютной цельности личности.

В отличие от других представителей этого течения он приходит к идее интуитивного акта не столько через разработку абстрактных проблем гносеологии, сколько через этику, через своеобразную концепцию человека, в которой главной проблемой является проблема взаимопонимания, духовного единения личностей. Развивая идею «этического» интуитивизма, Ильин будет утверждать, что восприятие другого человека есть акт «художественного перевоплощения в чужую личность», в высшем своем проявлении переходящей «органическое, творческое слияние душ».

Наконец, у Штирнера Ильин обнаруживает очень важную идею о ценности конкретного, доходящую даже до утверждения о приоритете эмпирически-конкретного, иррационального над рациональным и всеобщим духовном началом. Однако, несмотря на то, что Штирнер сделал важный шаг на пути к новой концепции человека, оказался в состоянии «понять личность человека как своего рода глубокого метафизического обоснования своим идеям. Необходимо было найти онтологические основания и нашей неповторимости, уникальности, и нашего духовного единства, в рамках которого только и может реализоваться указанная уникальность.

Поиски таких онтологических оснований отмечены также в статье «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего». В определенном смысле ее можно считать непосредственным продолжением статьи о Штирнере. Значение Фихте в истории европейской философии, по Ильину, заключается в том, что он решительно порывает с традицией, в рамках которой человек понимался исключительно как всеобщий гносеологический субъект. Ильин особенно подчеркивает те черты понимания личности у Фихте, которые были обнаружены им в учении Штирнера: иррациональную, нерасчленяемую конкретность человеческого духа; приоритет практического аспекта в понимании человека; невозможность найти никакого всеобщего начала, «поглощающего» индивидуальные духовные сущности. По мнению Ильина, Фихте пересматривает традиционное для европейской философии понимание Бога. Кризис этого традиционного понимания связан с философией Канта, в которой идея Божества была поставлена в известном отношении наравне с идеей свободы и понятием вещи в себе и должна была поэтому разделить их участь».

Для того чтобы найти способ преодоления этого противоречия, Ильин в дальнейшем обратится к Гегелю, но прежде всего он создает оригинальную концепцию «акта духовной очевидности», которая и станет центральным элементом всех его последующих философских построений.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...